Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
ТАК БЫЛ ЛИ НИКЕЛЬ? До настоящего времени нет полностью достоверного ответа на вопрос, который звучит так: использовалась ли канатная доро га для вывоза никелевого сырья в Германию? Использовалась,— считает генерал-лейтенант В. И. Щербаков: «Думается, что прак тичные немцы не стали бы возводить такое солидное сооружение только лишь для снабжения войск. Обратный ход вагонеток ис пользовался для вывоза медно-никелевой руды из района Петса мо, а примерно с 1943 года также из района Никеля. Непрерывно осуществлялся вывоз стратегического сырья»45 (рис. 28, стр. 62). С ним согласен и М.Г. Орешета: «В период с 1941 по октябрь 1944 года немцы получили 320 тыс. тонн руды, из которой было вы плавлено 95 тыс. тонн никеля и 48 тыс. тонн меди. Кроме никеля и меди, фашисты вывозили свинец, который в каторжных условиях добывали наши военнопленные недалеко от Лиинахамари. Как ви дим, объем добываемого стратегического сырья солидный. Как же оно попадало в Германию? На полуострове Средний стояли мощ ные батареи береговой артиллерии Северного флота с главной за дачей — громить караваны вражеских судов, блокировать им вход в Печенгский залив. То есть не допустить вывоз руды в Германию. По официальным данным, корабли и подводные лодки Северного флота потопили 146 транспортов врага, еще 12 подорвались на ми нах. Добавим сюда потери от боевых действий авиации, и встает вопрос: каким все-таки образом руда попадала на заводы Герма нии? Если ценный груз шел через Лиимахамари, значит, ни много ни мало около 100 судов должно было выйти из Печенгского за лива и, преодолев все препятствия, дойти до Германии. Чтобы их загрузить, надо было ежесуточно доставлять руду почти за 100 километров на автомашинах. Реально ли, чтобы ежедневно туда и обратно двигалась колонна из 40 -50 машин в прифронтовой по 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz