Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

имеют грунтозацепы и упоры, облегчавшие их установку на мест­ ности. Такие несущие конструкции, очевидно, собирались из стоек и блоков в той конфигурации, которая отвечала конкретным усло­ виям развёртывания комплекта на местности (рис. 78, стр. 87). Главным отличием этой канатной дороги от ее «старшей сест­ ры» было то, что здесь использовались два троса разных диамет­ ров — несущий и тянущий. Соответственно упрощалась и кон­ струкция самой канатной дороги, для приведения в действие ко­ торой было достаточно простейшей лебедки, точнее двух лебедок, расположенных на противоположных концах дороги. Несущий трос большего диаметра жестко фиксировался в на­ чале и в конце трассы, а тянущий трос наматывался на барабаны лебедок (рис. 69, стр. 83). Скользящий тянущий трос направлялся при помощи специаль­ ных металлических «башмаков» и переносных опорных роликов, которые имели платформы с грунтозацепами и могли устанавли­ ваться в любом необходимом месте. Приводные лебедки собирались каждая из двух соединенных вертикально металлических рам, нижняя из которых имела вид буквы Н, а вторая — вид треугольника. В собранное таким образом основание лебедки вставлялся барабан с тросом и механический тормоз, снабженный механической трещеткой. Внутренние детали соединялись квадратной в поперечном сечении осью с широкой приводной рукояткой (рис. 61, 62, стр. 79). Конструкция подвесной тележки была выполнена из двух ме­ таллических рам в виде трапеций, соединённых между собой дере­ вянной платформой. К средней части металлических рам-трапеций крепились также две предохранительные цепочки. Верхние части трапеций соединялись специальной рамой, имевшей вид ромба. К продольным концам этой рамы крепились два прицепных устрой­ ства, каждое из которых имело по два ролика. При помощи этих роликов подвесная платформа имела возможность перемещаться по несущему тросу (рис. 83, стр. 89). В таком виде это устройство было простейшей формой класси­ ческой подвесной канатной дорогой так называемого маятникового типа (Seilschwebebahn mit Pendelbetrieb), где перемещение тяну­ щего троса и подвесных тележек происходит не путём их дви­ жения по замкнутому кругу, а путем простого движения вперед- назад. Конструкция подвесной тележки позволяла транспортиро­ вать только одного солдата в полном снаряжении или другой груз массой около 100-110 кг (рис. 53а, стр. 74). 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz