Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

Эта канатная дорога также не осталась без внимания советско­ го командования, и оно предприняло несколько попыток вывести её из строя. Однако последняя вылазка взвода разведчиков из 810-го стрелкового полка 394-й стрелковой дивизии окончилась неуда­ чей — они попали в окружение. Половина взвода погибла, осталь­ ные попали в плен: «Какой-то немецкий офицер, рыжий, в пенсне, вынул правой рукой парабеллум, висевший у него с левой сторо­ ны, взвёл его и начал показывать, как он всех сейчас перестреляет и как матери их будут плакать о них — совсем ещё безусых ребя­ тах, всё показал жестами. Всё же их не убили, а приказали нашим военнопленным, работавшим на канатке, вывезти на санях на хре­ бет, а потом спустили вниз по канатной дороге и отправили на машине в Красный Карачай»44 (рис. 57, стр. 77). Итак, мы имеем дело не с чем иным, как с войсковыми под­ весными канатными дорогами, которые являлись штатным имуще­ ством горных сапёрных батальонов горнострелковых дивизий. Они разворачивались там, где воинские грузы было затруднительно, невозможно или нецелесообразно доставлять при помощи вьюч­ ных животных или носильщиков. Например, в ходе нашего обследования опорного пункта Обер- гоф (Oberhof) летом 2006 года обнаружен практически полный комплект войсковой подвесной канатной дороги (блоки, стойки- распорки, приводная лебёдка с тормозным устройством, а также подвесная тележка). Комплект упаковывался в ящики, приспособ­ ленные для транспортировки на стандартных вьюках для вьючных животных. Вес этих ящиков составляет в среднем 55-60 кг. Ящики имеют маркировку мест и номер комплекта — 193 («Gerat 193»), а также наименование самого комплекта — канатный транспор­ тёр грузоподъёмностью 120 кг (Seilzuggerat 120). Поскольку опор­ ный пункт Обергоф отделён от окончания дороги снабжения до­ вольно глубокой и широкой лощиной, практическая необходимость в использовании подобного приспособления действительно была (рис. 76, стр. 86; рис. 90, стр. 92). Конструкция устройства Seilzuggerat 120, судя по сохранив­ шимся элементам, состояла в следующем. Несущие конструкции выполнены сборными из металлических стоек двух типоразме­ ров — длиной около 50 см и около 1м. Эти стойки имеют простые устройства для сборки их в единую конструкцию — замки с за­ движками на противоположных концах стоек. Задвижки снабже­ ны фиксирующими головками и цепочками, не допускающими их утрату. Металлические стойки меньшего размера в нижней части 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz