Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
Эта канатная дорога также не осталась без внимания советско го командования, и оно предприняло несколько попыток вывести её из строя. Однако последняя вылазка взвода разведчиков из 810-го стрелкового полка 394-й стрелковой дивизии окончилась неуда чей — они попали в окружение. Половина взвода погибла, осталь ные попали в плен: «Какой-то немецкий офицер, рыжий, в пенсне, вынул правой рукой парабеллум, висевший у него с левой сторо ны, взвёл его и начал показывать, как он всех сейчас перестреляет и как матери их будут плакать о них — совсем ещё безусых ребя тах, всё показал жестами. Всё же их не убили, а приказали нашим военнопленным, работавшим на канатке, вывезти на санях на хре бет, а потом спустили вниз по канатной дороге и отправили на машине в Красный Карачай»44 (рис. 57, стр. 77). Итак, мы имеем дело не с чем иным, как с войсковыми под весными канатными дорогами, которые являлись штатным имуще ством горных сапёрных батальонов горнострелковых дивизий. Они разворачивались там, где воинские грузы было затруднительно, невозможно или нецелесообразно доставлять при помощи вьюч ных животных или носильщиков. Например, в ходе нашего обследования опорного пункта Обер- гоф (Oberhof) летом 2006 года обнаружен практически полный комплект войсковой подвесной канатной дороги (блоки, стойки- распорки, приводная лебёдка с тормозным устройством, а также подвесная тележка). Комплект упаковывался в ящики, приспособ ленные для транспортировки на стандартных вьюках для вьючных животных. Вес этих ящиков составляет в среднем 55-60 кг. Ящики имеют маркировку мест и номер комплекта — 193 («Gerat 193»), а также наименование самого комплекта — канатный транспор тёр грузоподъёмностью 120 кг (Seilzuggerat 120). Поскольку опор ный пункт Обергоф отделён от окончания дороги снабжения до вольно глубокой и широкой лощиной, практическая необходимость в использовании подобного приспособления действительно была (рис. 76, стр. 86; рис. 90, стр. 92). Конструкция устройства Seilzuggerat 120, судя по сохранив шимся элементам, состояла в следующем. Несущие конструкции выполнены сборными из металлических стоек двух типоразме ров — длиной около 50 см и около 1м. Эти стойки имеют простые устройства для сборки их в единую конструкцию — замки с за движками на противоположных концах стоек. Задвижки снабже ны фиксирующими головками и цепочками, не допускающими их утрату. Металлические стойки меньшего размера в нижней части 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz