Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

ВОЙСКОВЫЕ КОМПЛЕКТЫ КАНАТНЫХ ДОРОГ Первые комплекты подобных войсковых подвесных канатных дорог достались Вермахту скорее всего в 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса стала частью Третьего Рейха. Вместе со всем военным имуществом австрийских горных войск немцам до­ стались и эти приспособления, а в дальнейшем основная часть кадровых горнострелковых дивизий Вермахта была сформирована и дислоцировалась в Австрии. Пример использования этих старых канатных дорог в ходе боевых действий в северной Карелии приводит историк горно­ стрелковых войск Р. Кальтенеггер, описывая бои в районе вы­ соты Кангасваара. С августа 1943 в тылу Блиндажного хребта (Bunkerriicken), расположенного южнее этой высоты, благодаря по­ мощи обер-квартирмейстера 20-й горной армии полковника Гене­ рального штаба Вильгельма Гесса, действовала канатная дорога для транспортировки материалов, продовольственного снабжения и перевозки раненых (рис. 43, стр. 69). «В ходе боевых действий 7-й горнострелковой дивизии на участке Кестеньги (Kiestinki-Abschnitt) рубежи занятого Блиндаж­ ного хребта столь хорошо просматривались противником, что при круглосуточном свете летнего северного дня приходилось постоян­ но нести досадные потери, когда войска получали снабжение или проводили смену подразделений с переднего края. Канатную под­ весную дорогу, напротив, обнаружить было бы намного труднее. По этой причине полковник Шулер спросил обер-квартирмейстера 20-й горной армии при его посещении боевых позиций о том, не стоит ли попробовать здесь со строительством канатной подвесной дороги. Полковник Генерального штаба Гесс предположил, что за­ пасы старых австрийских подвесных канатных дорог, очень удачно применявшихся в Альпах в годы Первой мировой войны, исполь­ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz