Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

X. А. Худалов: «150 — это количество боёв местного значения, которые провела наша дивизия во время обороны. Из этого чис­ ла мне особенно запомнился бой 1 августа 1943 года по разгрому опорного пункта противника на высоте 309,0 (Сарай). Гитлеров­ цы прочно обосновались на Сарае. Они создали углубленные око­ пы и ходы сообщения, прочные сооружения для пулемётов, при­ крылись инженерными заграждениями. В системе обороны 141-го горноегерского полка этот опорный пункт являлся одним из наи­ более важных и сильных. На высоте располагались артиллерия и её наблюдательные пункты. Отсюда подавались сигналы огнево­ го взаимодействия соседям. Немцы подвели на высоту подвес­ ную канатную дорогу, по которой в любую погоду подавались продукты и боезапас (выделено мной.— Д. Д.)»37. Н. М. Румянцев: «Хребет Муста-Тунтури неприступной грома­ дой возвышался над окружающей местностью, и даже обыкно­ венный туристский переход через него был сопряжён со многими трудностями и опасностями. За три с лишним года немцы возвели на хребте сложную систему инженерных сооружений. На высоких обрывах и в ущельях было сооружено из камня и цемента около 200 дотов и дзотов. Многие высоты сообщались между собой подвесными дорогами, а наиболее мощные доты были соединены туннелями (выделено мной,— Д .Д .)»38. Однако на схемах снабжения фронта, приводимых в зарубеж­ ных источниках, этих канатных дорог нет (рис. 47, стр. 71). Все они единогласно свидетельствуют: канатная дорога была одна, на­ чиналась в Печенге, шла до Западной Лицы и в сторону полуост­ рова Рыбачий39, протяженность дороги — 55-60 километров. Так кому же верить? Как ни парадоксально, но правы все. Разгадка в том, что на схемах противника мы видим только ту канатную дорогу, которая имела значение для всего фронта. Это была фронтовая, вернее корпусная, канатная дорога. А то, что могли видеть наши вое­ начальники на других участках фронта, описывается следующим образом: «Горный сапёрный батальон располагал целым рядом спе­ циальных приспособлений. Одними из них были канатные транс­ портёры (Seilzuggerate) грузоподъёмностью 150 и 500 кг, которые позволяли развернуть две канатные подвесные дороги около 1000 метров длиной при перепаде высот около 400 метров»40. И это были войсковые канатные дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz