Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
управлением Северного флота в 1943 г. по итогам многочисленных докладов разведок. Естественно, что они получены путём наблю дений и не совсем верны. Однако скорость движения вагонеток могла быть вычислена с достаточно высокой точностью и вполне может соответствовать действительности. Следует признать, что идея серьёзно повредить или надолго вы вести из строя подобное сооружение, относительно несложное по конструкции, но тщательно охраняемое и к тому же находящееся в глубоком тылу противника, была изначально обречена на провал. Собственно говоря, здесь многим нашим командирам недоставало простой технической грамотности. Только очень наивный человек может всерьёз полагать, что канатная дорога длиной около 60 ки лометров — это один-единственный трос, разруби который — и всё рухнет! На самом деле канатная дорога представляла собой боль шое инженерное сооружение, состоящее из нескольких технологи чески связанных между собой, но практически автономных секций или дистанций пути, каждая из которых имела свои станции пе регрузки, механизмы возврата троса, свой собственный механиче ский привод. Каждая из этих дистанций могла транспортировать, накапливать и хранить грузы и не зависела в этой работе от других дистанций. Тем более, что противник предусмотрительно заготав ливал необходимые для ремонта дороги строительные материалы в промежуточных лагерях-базах снабжения при помощи самой ка натной дороги (рис. 16, стр. 56; рис. 18, стр. 57). Можно сказать, что дорога ремонтировала сама себя и была схожа с мифической гидрой, у которой вместо одной отрубленной головы вырастали новые. В этой ситуации только и оставалось советским разведчикам, что наблюдать и записывать: «Интересно, что впервые с тех пор, как наша разведка стала заниматься подвесной канатной дорогой, группам ставилась задача всестороннего изучения этого объекта. В приказе нет слов „взорвать", „уничтожить" и т. п. И сейчас каж дая группа получила для обследования „свой участок". А окон чив разведку, самостоятельно выходила в расположение наших войск»31. По изложенным причинам видно, что дело здесь вовсе не в ми ролюбивой любознательности советских разведчиков. Командова ние попросту берегло их от напрасных потерь. Полностью войдя в строй, канатная дорога представляла собой магистраль снабжения, разделявшуюся на Титовке на два направ ления. К. Руеф: «Давно уже пролегла канатная дорога от Парккина 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz