Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
нием (рис. 54, стр. 75; рис. 94, стр. 93). Натяжение несущего троса происходило посредством самотормозящего червячного ме ханизма. Тормозного приспособления в червячном механизме не было. Натяжной механизм приводился в движение вращением чер вячного колеса при помощи большого ручного рычага и блокиро вочной щеколды-собачки (рис. 75, стр. 86). Моторные станции (Motoren- und Zahnstationen) были необхо димы для приведения в движение несущих тросов канатной до роги. Этих станций было 12 штук. По конструкции это были ме ханизмы с открытым зубчатым приводом, что и нашло отраже ние в немецком названии станций. На моторных станциях уста навливались двигатели внутреннего сгорания, применявшиеся на транспортных средствах. Механическая связь между двигателями и зубчатыми приводами, заставлявшими двигаться трос, осуществ лялась при помощи клиновых ремней и механических коробок пе редач (рис. 48, стр. 72). Пункты разгрузки и перегрузки (Verladestellen) были наибо лее простыми по конструкции сооружениями и представляли собой простые навесы, оборудованные несущими шинами для съёма под весных тележек с троса. Они служили для приёма и сортировки прибывающих грузов. Как видно на фотографиях, они также ис пользовались как посадочные площадки для перевозки пассажиров (рис. 5, стр. 51; рис. 32, стр. 64; рис. 34, стр. 65). Погрузочно-разгрузочные станции (Umladestationen) выполня ли аналогичные функции, но по конструкции совмещались с про межуточными станциями и располагались в узловых пунктах си стемы снабжения. В этих же пунктах располагались крупные вой сковые склады. Так, большая погрузочно-разгрузочная станция размещалась в Старой Титовке, недалеко от полевого лазарета, где канатная дорога разветвлялась на два направления. Такие станции иногда называют центральными станциями. Сведения о «производственных возможностях» канатной дороги в настоящее время довольно отрывочны. К примеру, М. Г. Орешета приводит следующие данные: «Через каждые 25 метров установле ны деревянные столбы высотой 10 метров. Через каждые 500 мет ров есть станции, где находится дизель, приводящий в движение трос. Вагонетки представляют собой деревянные ящики размером 100x80 сантиметров. Окованы железными листами. Грузоподъем ность вагонетки 100 кг. Скорость 8 км в час. Между вагонетками 50 метров. Производительность канатной дороги 10 тонн в час»30. Эти сведения взяты из справки, подготовленной разведывательным 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz