Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

струкции батареи применены ролики на подшипниках скольже­ ния с системой принудительного нагнетания смазки. Сами ролики представляли собой соответствующим образом соединённые бол­ тами две крупные стальные шайбы с внешней отбортовкой. Необ-. ходимость соединения болтами была вызвана тем, что было необ­ ходимо чётко зафиксировать внутри ролика так называемое опор­ ное кольцо троса. Из соображений облегчения конструкции ролик имел по 4 круглых отверстия с обеих сторон. В оси ролика, на половину его длины, был просверлен сквозной канал для нагнета­ ния смазки, который через перпендикулярное отверстие в средней части оси сообщался с полостью подшипника скольжения ролика. Отверстие на конце оси после нагнетания смазки закрывалось мас­ сивной гайкой-заглушкой. Эти гайки находились со стороны роли­ ковой батареи, которая была обращена вовнутрь, к столбу опоры, и таким образом имелась возможность периодической смазки под­ шипников (рис. 93, стр. 93). Столбы опор с закреплёнными на них металлическими кон­ струкциями фиксировались при установке на местности с помо­ щью тросовых оттяжек как в направлении движения троса, так и в поперечном направлении. Опора с одинарной металлической конструкцией, как правило, фиксировалась в восьми точках: четы­ ре сверху (за кольца на концах верхней несущей балки) и четыре снизу (за кольца на нижней несущей накладке). Количество от­ тяжек и точек фиксации опоры со сдвоенной металлической кон­ струкцией было намного больше (до десяти и более) и зависело от конкретных условий установки конструкции. В нижней части от­ тяжки крепились к кольцевым анкерам или тросовым петлям при помощи талрепов, допускавших регулирование натяжения тросов, а также жёстко путём обвязки. Кольцевые анкеры оттяжек устанавливались в отверстия скаль­ ных массивов, предварительно проделанные при помощи перфора­ торов и расклинивались металлической арматурой. Этот способ, в отличие от способа закрепления при помощи бетонного раство­ ра, в условиях холодов был более предпочтительным в отношении надёжности (рис. 80, стр. 88). Тросовые петли для закрепления оттяжек заделывались в грунт при помощи длинной арматуры и служили для крепления нижних частей оттяжек при отсутствии скальных массивов. Эти петли вы­ полнялись из оцинкованного троса для защиты его от коррозии. Имелись два вида подвесных устройств — тележек (Seilbahn- wagen), выполнявших основную задачу канатной дороги (перевоз­ 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz