Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

Наиболее высокие опоры, как видно на сохранившихся рисун­ ках и фотографиях, были установлены в месте, где канатная дорога пересекала устье реки Западная Лица. Высота этих опор состав­ ляла около 10 м. Подобные опоры имели в своей средней части специальные усиливающие накладки. Эти накладки предотвраща­ ли продольную деформацию опор от действия нагрузки. Вполне вероятно, что накладки служили также для соединения двух дере­ вянных столбов для получения опор значительной высоты (рис. 23, стр. 60; рис. 37, стр. 66). В опоры для удобства обслуживания завинчивались специаль­ ные костыли с упорами для ног. Они располагались в шахматном порядке вдоль столба на расстоянии около 40 см между собой. Об­ служивание опор в основном заключалось в периодической смазке подшипников роликовых батарей. Верхняя часть столба обрезалась «домиком» (рис. 52а, стр. 74). В обычном случае столб опоры устанавливался в небольшой котлован и закреплялся камнями. Однако опоры устанавливались и на болотах, и на скальном грунте. Например, в районе Новой Титовки для прокладки линии канатной дороги пришлось сделать своеобразный «карниз», срезав часть скалы (рис. 70, стр. 83). Со­ вершенно уникальным техническим решением в условиях Запо­ лярья является прокладка участка канатной дороги через озеро. В этом случае, также в районе Новой Титовки, столбы опор были установлены прямо в воде на участке пути более 300 м (рис. 44, стр. 69). В верхней части опор крепилась сборная металлическая несу­ щая конструкция (Kopfstiick einer Stiitzenkonstruktion). Все со­ ставные части конструкции были стандартными. Этими частями являлись верхняя поперечная несущая балка, боковые подкосы и нижняя несущая накладка. Они использовались для сборки как одинарных, так и сдвоенных металлических несущих конструкций (рис. 526, стр. 74). Верхняя поперечная несущая балка представляла собой уголок и имела несколько отверстий, крайние из которых предназначались для крепления тросовых оттяжек. Две группы по четыре отверстия справа и слева служили для соединения при сборке сдвоенной несущей конструкции или для подвесок роликовых батарей в оди­ нарном варианте. Три отверстия в центре балки предназначались для крепления её к столбу опоры. К верхней поперечной несущей балке при помощи болтов при­ винчивались своими верхними концами два боковых подкоса. Эти 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz