Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
Наиболее высокие опоры, как видно на сохранившихся рисун ках и фотографиях, были установлены в месте, где канатная дорога пересекала устье реки Западная Лица. Высота этих опор состав ляла около 10 м. Подобные опоры имели в своей средней части специальные усиливающие накладки. Эти накладки предотвраща ли продольную деформацию опор от действия нагрузки. Вполне вероятно, что накладки служили также для соединения двух дере вянных столбов для получения опор значительной высоты (рис. 23, стр. 60; рис. 37, стр. 66). В опоры для удобства обслуживания завинчивались специаль ные костыли с упорами для ног. Они располагались в шахматном порядке вдоль столба на расстоянии около 40 см между собой. Об служивание опор в основном заключалось в периодической смазке подшипников роликовых батарей. Верхняя часть столба обрезалась «домиком» (рис. 52а, стр. 74). В обычном случае столб опоры устанавливался в небольшой котлован и закреплялся камнями. Однако опоры устанавливались и на болотах, и на скальном грунте. Например, в районе Новой Титовки для прокладки линии канатной дороги пришлось сделать своеобразный «карниз», срезав часть скалы (рис. 70, стр. 83). Со вершенно уникальным техническим решением в условиях Запо лярья является прокладка участка канатной дороги через озеро. В этом случае, также в районе Новой Титовки, столбы опор были установлены прямо в воде на участке пути более 300 м (рис. 44, стр. 69). В верхней части опор крепилась сборная металлическая несу щая конструкция (Kopfstiick einer Stiitzenkonstruktion). Все со ставные части конструкции были стандартными. Этими частями являлись верхняя поперечная несущая балка, боковые подкосы и нижняя несущая накладка. Они использовались для сборки как одинарных, так и сдвоенных металлических несущих конструкций (рис. 526, стр. 74). Верхняя поперечная несущая балка представляла собой уголок и имела несколько отверстий, крайние из которых предназначались для крепления тросовых оттяжек. Две группы по четыре отверстия справа и слева служили для соединения при сборке сдвоенной несущей конструкции или для подвесок роликовых батарей в оди нарном варианте. Три отверстия в центре балки предназначались для крепления её к столбу опоры. К верхней поперечной несущей балке при помощи болтов при винчивались своими верхними концами два боковых подкоса. Эти 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz