Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

ных дорогах для транспортировки материалов в Австрии вплоть до шестидесятых годов, а при постройке канатных дорог во всём ми­ ре вплоть до семидесятых годов прошлого века. Девиз «Простота в сочетании с технической логикой» оказался наиболее пригодным в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Главными элементами любой подвесной канатной дороги явля­ ются: собственно канат или трос, несущие конструкции (опоры), подвесные устройства (тележки) и механизмы (приводные, натяже­ ния, перегрузки и другие). При этом механизмы размещаются на станциях. По принципиальной схеме устройства своих механизмов эта канатная дорога принадлежала к канатным дорогам с изме­ няемым (т. е. круговым) движением троса и подвесных устройств (Seilschwebebahn mit Umlaufbetrieb). Стальной трос (Forderseil) диаметром 19 мм, использованный в этой канатной дороге, выполнял сразу две функции: несущую и тянущую (в обычных канатных дорогах эти функции разделены и их выполняют разные тросы различных диаметров). В те времена это было необычное и смелое техническое решение, направленное, в первую очередь, на упрощение конструкции. Вполне естествен­ но, что одновременно это же накладывало и довольно жёсткие требования на обеспечение надёжности и безопасности всей кон­ струкции 28. Основой троса являлся жгут (прядь), выполненный из шести проволок. Для изготовления проволок использовали мартеновскую сталь Сименса или электросталь с временным сопротивлением раз­ рыву от 130 до 200 кгс/мм2. Высокие прочностные характеристики проволоки достигались процессом холодного волочения. Соедине­ ние троса при его монтаже на дистанции пути или при разрыве выполняли двумя способами: путём свивки концов троса, а также при помощи специальных соединительных муфт (рис. 49, стр. 72). Несущими конструкциями канатной дороги являлись деревян­ ные, так называемые промежуточные столбы-опоры (Zwischen- stiitze). Сосновые брёвна для этих опор длиной от 5 до 8 м и диа­ метром в верхней части около 30см, очевидно, доставлялись из Карелии или Финляндии (рис. 13, стр. 55). Столбы опор значительно различались по своей высоте, которая зависела от места установки столбов. Самые низкие опоры (около 5 м) устанавливались, как правило, у станций отправок и перегру­ зок, а также в тех местах, где независимо от рельефа местности было необходимо выдерживать ровный уровень натяжения троса. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz