Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
вые канатные дороги действуют на многих химических комбина тах, горнорудных разработках и т. д. Пассажирские канатные дороги обычно строят двухканатные с маятниковым движением одного или двух вагонов, рассчитан ных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением ва гонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублирова нием тягового каната или применением специального тормозного (парашютного) устройства, которое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских канатных до рог достигает 12 км; подъём возможен на высоту до Зкм; скорость движения вагонов 1,5-11 м/сек. Известны также одноканатные, как правило, кольцевые дороги с жестко закрепленными одно- или двухместными сиденьями с по садкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят глав ным образом в горных курортных местностях (Австрия, Швейца рия, Италия, Франция, Япония). Канатные дороги в СССР действу ют в Крыму, на Кавказе (например, в Приэльбрусье, Кабардино- Балкарской АССР), в Южно-Сахалинске и других местностях. На них перевозят 200-1000 человек в час при скорости движения 1-2,5 м/сек, расстоянии 0,6-2 км, разности уровней 0,5 км. Широ ко распространены одноканатные буксировочные дороги для гор нолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лы жах и опираясь на пружинящие подвески, прикрепленные к тяго вому канату. Некоторые буксировочные канатные дороги на лето переоборудуются в кресельные. Возможно использование канатных дорог для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно примене ние комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной промышленности. Кроме подвесных канатных дорог, разрабатыва ются наземные канатные дороги, или канатные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, например, перемещать гружё ные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования)»27. Конструкция канатной дороги, сооруженной немецкими войска ми в годы Второй мировой войны под Мурманском, соответство вала самым последним достижениям техники того времени и была практически идеально приспособлена к местным климатическим условиям. Отдельные технические решения, нашедшие применение в её конструкции, такие как роликовые батареи, использовались на небольших кресельных канатных подъёмниках и подвесных канат 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz