Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

вые канатные дороги действуют на многих химических комбина­ тах, горнорудных разработках и т. д. Пассажирские канатные дороги обычно строят двухканатные с маятниковым движением одного или двух вагонов, рассчитан­ ных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением ва­ гонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублирова­ нием тягового каната или применением специального тормозного (парашютного) устройства, которое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских канатных до­ рог достигает 12 км; подъём возможен на высоту до Зкм; скорость движения вагонов 1,5-11 м/сек. Известны также одноканатные, как правило, кольцевые дороги с жестко закрепленными одно- или двухместными сиденьями с по­ садкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят глав­ ным образом в горных курортных местностях (Австрия, Швейца­ рия, Италия, Франция, Япония). Канатные дороги в СССР действу­ ют в Крыму, на Кавказе (например, в Приэльбрусье, Кабардино- Балкарской АССР), в Южно-Сахалинске и других местностях. На них перевозят 200-1000 человек в час при скорости движения 1-2,5 м/сек, расстоянии 0,6-2 км, разности уровней 0,5 км. Широ­ ко распространены одноканатные буксировочные дороги для гор­ нолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лы­ жах и опираясь на пружинящие подвески, прикрепленные к тяго­ вому канату. Некоторые буксировочные канатные дороги на лето переоборудуются в кресельные. Возможно использование канатных дорог для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно примене­ ние комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной промышленности. Кроме подвесных канатных дорог, разрабатыва­ ются наземные канатные дороги, или канатные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, например, перемещать гружё­ ные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования)»27. Конструкция канатной дороги, сооруженной немецкими войска­ ми в годы Второй мировой войны под Мурманском, соответство­ вала самым последним достижениям техники того времени и была практически идеально приспособлена к местным климатическим условиям. Отдельные технические решения, нашедшие применение в её конструкции, такие как роликовые батареи, использовались на небольших кресельных канатных подъёмниках и подвесных канат­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz