Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

Отечественной войне по продолжительности артиллерийскую под­ готовку»19. Грузовая канатная дорога органично вошла в тыловую систему снабжения фронта противника. Она дополнила её качествами, от­ сутствие которых до этого приводили к серьёзным перебоям в снаб­ жении войск. А. Вайнбергер: «Фронтовая дорога снабжения в оче­ редной раз полностью непригодна для движения из-за оползней и размытия. Многочисленные ручьи и ямы затрудняют движение транспорта. Между тем готовая к использованию канатная дорога вступила в строй. Враг держал её вначале под постоянным обстре­ лом. Из-за этого одну из станций пришлось переместить в другое место. Ныне она снова в строю»20 (рис. И, стр. 54). Положительными качествами канатной дороги были всепогод- ность (что в условиях Крайнего Севера иногда имело решающее значение в вопросах снабжения) и возможность гибко реагировать на потребности фронта благодаря способности к перераспределе­ нию грузов. Эти грузы накапливались на промежуточных базах- лагерях снабжения и в случае необходимости быстро направлялись туда, где в них была наиболее острая необходимость. Для это­ го использовалась как сама канатная дорога, так и специальные подразделения: «К примеру, в среднем протяжении канатной до­ роги (район перевала.— Д .Д .) в направлении Зеенэнге (Seenenge) и к батальонам группы Трэка (Treeck) находились в готовности 80 запряжённых в сани лошадей и 470 человек (из подразделений горных носильщиков.— Д .Д .), готовых к выдвижению» . Генерал-лейтенант В. И. Щербаков даёт такую оценку этой ка­ натной дороги: «В 1942 году она ещё находилась в стадии строи­ тельства. Полностью введённая в строй в 1943 году, работала в ос­ новном стабильно. Это было удивительное сооружение. Поражало, что оно было создано и нормально функционировало в условиях войны, причём нельзя сбрасывать со счетов суровость и изменчи­ вость климата. Здесь сказались традиционно высокая техническая культура Германии и важность заполярного региона для военной промышленности Третьего рейха. Очевидно, скрупулёзные расчё­ ты немецких специалистов показали, что затраты на строительство такого дорогостоящего сооружения вполне окупались немалыми экономическими и военными выгодами. Дорога работала, несмотря на наши неоднократные попытки вывести её из строя»22 (рис. 39, стр. 67). Это суждение командующего 14-й армией подтверждается, в частности, хронистом 6-й горнострелковой дивизии А. Вайнберге- 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz