Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
Можно представить себе, что творилось в душе у живых, когда они встречали едущих в обратную сторону этих мертвых!»15 (рис. 24, стр. 60). Советское командование узнало о постройке канатной дороги уже зимой 1942 г. М. А. Бабиков: «Кончался февраль... (1942 г.— Д.Д.). Стало известно, что в Альпах немцы демонтировали под весную дорогу и приступили к перевозке её под Мурманск»16. Известны были также и некоторые подробности: «В конце де кабря 1941 года на дорогу у устья реки Западной Лицы обрушилась огромная земляная лавина. Снабжение войск опять, как и в октяб ре под Петсамо, на долгое время резко ухудшилось (крушение левого берега реки Петсамо-йоки в действительности произошло 28 сентября 1941 г —Д.Д .). После двух катастроф на дороге, явной её непригодности для больших перевозок командование торопило со строительством подвесной дороги. Её разобрали в Альпах и при везли на север. Она протянулась от Парккино до устья Лицы на 55 километров и приводилась в движение двенадцатью моторными станциями. Вагонетки по канатам везли грузы к фронту. Вблизи Лицы вправо и влево протянулись нитки проводов для подвес ных кабин, чтобы обходиться без лишних перегрузок»17 (рис. 36, стр. 66). У наших командиров была возможность составить своё соб ственное впечатление об этом сооружении. В. И. Щербаков: «С ко мандного пункта 14-й стрелковой дивизии, расположенного высо ко на скале, хорошо просматривалась грунтовая дорога, ведущая на Петсамо, и участок канатной дороги с движущимися вагонет ками. По-видимому, появление позже в системе обороны немцев железобетонных сооружений можно объяснить функционировани ем канатной дороги, по которой непрерывно, при любых капризах погоды подвозились все компоненты для их строительства»18. Наличие этой канатной дороги давало нашему командованию некоторую возможность оправдать собственные неудачи при ата ках немецкой обороны, прочность которой уже тогда были склонны переоценивать многие советские командиры: «Обратный ход ваго неток обеспечивал ввоз не только того, что нужно для жизни и бо евых действий горных егерей, но и доставку различных материалов для создания особо прочных оборонительных сооружений (вы делено мной,— Д .Д .). Невольно вспоминалась апрельско-майская операция. Именно эти сооружения противника нам так и не уда лось вывести из строя, несмотря на беспрецедентную в Великой 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz