Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

Можно представить себе, что творилось в душе у живых, когда они встречали едущих в обратную сторону этих мертвых!»15 (рис. 24, стр. 60). Советское командование узнало о постройке канатной дороги уже зимой 1942 г. М. А. Бабиков: «Кончался февраль... (1942 г.— Д.Д.). Стало известно, что в Альпах немцы демонтировали под­ весную дорогу и приступили к перевозке её под Мурманск»16. Известны были также и некоторые подробности: «В конце де­ кабря 1941 года на дорогу у устья реки Западной Лицы обрушилась огромная земляная лавина. Снабжение войск опять, как и в октяб­ ре под Петсамо, на долгое время резко ухудшилось (крушение левого берега реки Петсамо-йоки в действительности произошло 28 сентября 1941 г —Д.Д .). После двух катастроф на дороге, явной её непригодности для больших перевозок командование торопило со строительством подвесной дороги. Её разобрали в Альпах и при­ везли на север. Она протянулась от Парккино до устья Лицы на 55 километров и приводилась в движение двенадцатью моторными станциями. Вагонетки по канатам везли грузы к фронту. Вблизи Лицы вправо и влево протянулись нитки проводов для подвес­ ных кабин, чтобы обходиться без лишних перегрузок»17 (рис. 36, стр. 66). У наших командиров была возможность составить своё соб­ ственное впечатление об этом сооружении. В. И. Щербаков: «С ко­ мандного пункта 14-й стрелковой дивизии, расположенного высо­ ко на скале, хорошо просматривалась грунтовая дорога, ведущая на Петсамо, и участок канатной дороги с движущимися вагонет­ ками. По-видимому, появление позже в системе обороны немцев железобетонных сооружений можно объяснить функционировани­ ем канатной дороги, по которой непрерывно, при любых капризах погоды подвозились все компоненты для их строительства»18. Наличие этой канатной дороги давало нашему командованию некоторую возможность оправдать собственные неудачи при ата­ ках немецкой обороны, прочность которой уже тогда были склонны переоценивать многие советские командиры: «Обратный ход ваго­ неток обеспечивал ввоз не только того, что нужно для жизни и бо­ евых действий горных егерей, но и доставку различных материалов для создания особо прочных оборонительных сооружений (вы­ делено мной,— Д .Д .). Невольно вспоминалась апрельско-майская операция. Именно эти сооружения противника нам так и не уда­ лось вывести из строя, несмотря на беспрецедентную в Великой 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz