Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
к фронту и строить дорогу назад, в сторону тыла? Ответ на этот во прос есть. Плацдарм противника на правом берегу реки Западная Лица требовал постоянного снабжения, поэтому первым этапом и была постройка канатной дороги для снабжения фронта через устье реки. Этим также дублировался маршрут снабжения, про ходивший фронтовой дорогой через мост Хенгля (рис. 19, стр. 58; рис. 45, стр. 69). Обеспечив бесперебойное снабжение плацдар ма, немецкие войска приступили к методичной постройке канат ной дороги: «От Петсамо растёт канатная дорога. Она принесёт к скалистым твердыням в тундре питание и боеприпасы, разгрузит и освободит фронтовую дорогу, а при необходимости и заменит её»12 (рис. 12, стр. 54). Косвенно тот факт, что основные работы по строительству в дальнейшем велись от главной базы противника Петсамо, под тверждает К. Руеф: «Патрульные роты, занятые поиском противни ка, тянули свою лыжню через сумеречную бесконечность открыто го южного фланга. Пехотинцы между Пикшуевым и Могильным всматривались до слёз в гладь Мотовского залива. Сапёры уста навливали высокие опоры в промёрзшую землю и натягивали тол стые, как большой палец руки, тросы: канатная дорога росла на восток (выделено мной,— Д .Д .)*13. Вполне вероятно при этом, что строительство дороги велось одновременно на нескольких участках. Работы по строительству и последующее обслуживание сооружения были поручены подраз делению с уникальным названием: эксплуатационной роте Мур манской канатной дороги 19-го горнострелкового корпуса — Mur- man-Seilbahn Betr. Кр. XIX. (Geb.) А.К. Результат строитель ства описывается самими горными егерями следующими образом: «Эта канатная дорога для снабжения длиной 40 км оканчивалась вблизи линии фронта у высоты Фиордберг (Fjordberg)»14. Данная высота находится на правом берегу губы Западная Ли ца к западу от немецкого опорного пункта К9, располагавшегося на высоте с отметкой 173,7 (рис. 6, стр. 51). Воспоминания о дороге и по сей день не лишены эмоционально сти. Вот пример: «Мой товарищ по поездке, который сидел в авто бусе рядом со мной, рассказал о кресельном канатном подъёмнике, который здесь соорудила немецкая армия. Сделано это было, одна ко, не для удовольствия и не для катания на лыжах, а для транс портирования живых и погибших. Вперёд, к фронту, ехали живые, а назад доставляли погибших, которые подвешивались к транс портному канату и направлялись на кладбище (в Петсамо,— Д. Д.). 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz