Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

к фронту и строить дорогу назад, в сторону тыла? Ответ на этот во­ прос есть. Плацдарм противника на правом берегу реки Западная Лица требовал постоянного снабжения, поэтому первым этапом и была постройка канатной дороги для снабжения фронта через устье реки. Этим также дублировался маршрут снабжения, про­ ходивший фронтовой дорогой через мост Хенгля (рис. 19, стр. 58; рис. 45, стр. 69). Обеспечив бесперебойное снабжение плацдар­ ма, немецкие войска приступили к методичной постройке канат­ ной дороги: «От Петсамо растёт канатная дорога. Она принесёт к скалистым твердыням в тундре питание и боеприпасы, разгрузит и освободит фронтовую дорогу, а при необходимости и заменит её»12 (рис. 12, стр. 54). Косвенно тот факт, что основные работы по строительству в дальнейшем велись от главной базы противника Петсамо, под­ тверждает К. Руеф: «Патрульные роты, занятые поиском противни­ ка, тянули свою лыжню через сумеречную бесконечность открыто­ го южного фланга. Пехотинцы между Пикшуевым и Могильным всматривались до слёз в гладь Мотовского залива. Сапёры уста­ навливали высокие опоры в промёрзшую землю и натягивали тол­ стые, как большой палец руки, тросы: канатная дорога росла на восток (выделено мной,— Д .Д .)*13. Вполне вероятно при этом, что строительство дороги велось одновременно на нескольких участках. Работы по строительству и последующее обслуживание сооружения были поручены подраз­ делению с уникальным названием: эксплуатационной роте Мур­ манской канатной дороги 19-го горнострелкового корпуса — Mur- man-Seilbahn Betr. Кр. XIX. (Geb.) А.К. Результат строитель­ ства описывается самими горными егерями следующими образом: «Эта канатная дорога для снабжения длиной 40 км оканчивалась вблизи линии фронта у высоты Фиордберг (Fjordberg)»14. Данная высота находится на правом берегу губы Западная Ли­ ца к западу от немецкого опорного пункта К9, располагавшегося на высоте с отметкой 173,7 (рис. 6, стр. 51). Воспоминания о дороге и по сей день не лишены эмоционально­ сти. Вот пример: «Мой товарищ по поездке, который сидел в авто­ бусе рядом со мной, рассказал о кресельном канатном подъёмнике, который здесь соорудила немецкая армия. Сделано это было, одна­ ко, не для удовольствия и не для катания на лыжах, а для транс­ портирования живых и погибших. Вперёд, к фронту, ехали живые, а назад доставляли погибших, которые подвешивались к транс­ портному канату и направлялись на кладбище (в Петсамо,— Д. Д.). 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz