Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

в 100 м выше по течению от современного железного моста через реку). Это был первый этап сооружения канатной дороги (рис. 38, стр. 67). Её постройка была вызвана необходимостью непрерывного и на­ дежного снабжения фронта. Проблема состояла в том, что един­ ственная фронтовая, так называемая Russenstrasse (Русская доро­ га), в условиях зимы не могла обеспечить фронт всеми потребны­ ми военными материалами (рис. 29, 30, стр. 63). Эта дорога была узка, часто страдала от оползней, размытия, а наступившей зи­ мой — ещё и от постоянных снежных заносов (рис. 1, стр. 49). Поэтому постройка канатной дороги была логичным и выстрадан­ ным решением. Тем более что подобный опыт у противника уже имелся: «Один австрийский офицер вспомнил о строительстве ка­ натной дороги к боевым позициям в районе Ортлера и в Доломитах (Южный Тироль.—Д.Д.) во время Первой мировой войны, а так­ же об опытах со снегозащитными изгородями для поддержания дорог в проезжем состоянии в Альпах. Генерал (Шёрнер.— Д .Д .) немедленно распорядился. Потребовался специалист с Гроссглок- нера (горный массив в Австрии.— Д. Д.). После недолгого изучения особенностей розы ветров и снежных заносов он приступил к обу­ чению солдат строительству снежных изгородей (рис. 3, стр. 50). Тогда же и канатная дорога из запасов фирмы Блейхерт (Bleichert), Лейпциг, была доставлена к далёкой Лице и инженер капитан Ун- гератен (Ungerathen) приступил к постройке её первого этапа от бухты Лицы»10. Здесь интересно то, что поставщиком материалов для постройки канатной дороги названа лейпцигская фирма Блей­ херт. Кроме этого, указано имя руководителя строительства — ка­ питан Унгератен. Подтверждение этому можно найти и в других немецких ис­ точниках: «Вблизи командного пункта дивизии был оборудован фронтовой кинозал. Раз в неделю в нём демонстрировался худо­ жественный фильм. Еженедельная кинохроника шла с месячным опозданием, но это никого не огорчало. Прежде всего допускались в кинозал те, кто отличился в боях. Этот кинозал был творени­ ем Шёрнера. Также начало строительства самой длинной канат­ ной дороги Европы длиной свыше 60 километров от Парккина до Лицы было достижением генерала. Строительство было поручено капитану Унгератену»11. Итак, постройка канатной дороги являлась развитием военной инфраструктуры стабилизировавшегося фронта. Однако стоит за­ дать вопрос: зачем было везти всё необходимое для такой стройки 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz