Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.
рыв“ на правом берегу в устье Западной Лицы (ныне там КП гар низона Мурманск-150); на юго-восток — к высоте „Сарай“ в рай он озера Дракон. Общая протяжённость дороги составляла около 85 км. Ошибается и краевед В. Мужиков в своей публикации как относительно количества дорог (их было не две, а четыре), так и по поводу их протяжённости и направлений»5. Мемуары генерал-лейтенанта В. И. Щербакова не добавляют ясности, так как он пишет о маршруте «подвесной канатной до роги, шедшей от северной провинции Норвегии на левый фланг немецкой обороны и далее в Петсамо»6. Но поскольку левый фланг немецкой обороны на Арктическом фронте проходил по перешейку полуострова Средний, то тогда по лучается, что Петсамо расположено где-то на полуострове Рыба чий. Видимо, ясного понимания местонахождения и маршрута этой дороги у советского командования всё-таки не было: «Грузовая ка натная дорога с кольцевым движением вагонеток, шедшая из Се верной Норвегии к фронту и вдоль фронта от Петсамо до Ни келя (выделено мной,— Д. Д.), полностью введённая в строй в 1943 году, работала в основном стабильно»7. Своеобразный итог дискуссии и одновременно вопрос уста ми нашего известного краеведа М.Г. Орешеты (1998) звучит так: «Этот объект был чем-то сродни знаменитому пригласительному билету, который якобы получили горные егеря на банкет в гости ницу „Арктика". О нём много написано, но билет воочию не видел никто. Так и здесь. В годы войны среди наших солдат и морских пехотинцев ходили легенды о якобы существующей у немцев под весной канатной дороге. Что же на самом деле построили у нас горные егеря?»8. Из доступных нам австро-германских источников наиболее раннее упоминание об использовании канатной дороги относится к началу февраля 1942 г.: «6-11 февраля. Сильная буря; единствен ная дорога снабжения впервые за много дней расчищена, однако для движения только по одной колее. Канатная дорога вплоть до моста Хенгля (Seilbahn bis zur Hengl-Briicke) оказывает большую помощь в снабжении»9. Из этой дневниковой записи видно, что в феврале 1942 г. канат ная дорога уже действовала, однако, как следует из текста, через устье р. Западная Лица она переброшена ещё не была. Она дохо дила лишь до моста Хенгля, постройка которого к этому време ни была давно завершена (мост Хенгля находился приблизительно 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz