Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

рыв“ на правом берегу в устье Западной Лицы (ныне там КП гар­ низона Мурманск-150); на юго-восток — к высоте „Сарай“ в рай­ он озера Дракон. Общая протяжённость дороги составляла около 85 км. Ошибается и краевед В. Мужиков в своей публикации как относительно количества дорог (их было не две, а четыре), так и по поводу их протяжённости и направлений»5. Мемуары генерал-лейтенанта В. И. Щербакова не добавляют ясности, так как он пишет о маршруте «подвесной канатной до­ роги, шедшей от северной провинции Норвегии на левый фланг немецкой обороны и далее в Петсамо»6. Но поскольку левый фланг немецкой обороны на Арктическом фронте проходил по перешейку полуострова Средний, то тогда по­ лучается, что Петсамо расположено где-то на полуострове Рыба­ чий. Видимо, ясного понимания местонахождения и маршрута этой дороги у советского командования всё-таки не было: «Грузовая ка­ натная дорога с кольцевым движением вагонеток, шедшая из Се­ верной Норвегии к фронту и вдоль фронта от Петсамо до Ни­ келя (выделено мной,— Д. Д.), полностью введённая в строй в 1943 году, работала в основном стабильно»7. Своеобразный итог дискуссии и одновременно вопрос уста­ ми нашего известного краеведа М.Г. Орешеты (1998) звучит так: «Этот объект был чем-то сродни знаменитому пригласительному билету, который якобы получили горные егеря на банкет в гости­ ницу „Арктика". О нём много написано, но билет воочию не видел никто. Так и здесь. В годы войны среди наших солдат и морских пехотинцев ходили легенды о якобы существующей у немцев под­ весной канатной дороге. Что же на самом деле построили у нас горные егеря?»8. Из доступных нам австро-германских источников наиболее раннее упоминание об использовании канатной дороги относится к началу февраля 1942 г.: «6-11 февраля. Сильная буря; единствен­ ная дорога снабжения впервые за много дней расчищена, однако для движения только по одной колее. Канатная дорога вплоть до моста Хенгля (Seilbahn bis zur Hengl-Briicke) оказывает большую помощь в снабжении»9. Из этой дневниковой записи видно, что в феврале 1942 г. канат­ ная дорога уже действовала, однако, как следует из текста, через устье р. Западная Лица она переброшена ещё не была. Она дохо­ дила лишь до моста Хенгля, постройка которого к этому време­ ни была давно завершена (мост Хенгля находился приблизительно 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz