Мурманский государственный педагогический университет в лицах (1939-2004 гг.) : к 65-летию МГПУ / Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова, П. В. Федоров. – Мурманск : Милори, 2004. - 73 с. : ил.

МГПУ - 65 ЛЕТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Учебные корпуса Мурманского государственного педагогического университета расположены в старых городских кварталах. Однако не толь­ ко расположением, но и самой историей старейшее высшее учебное заве­ дение Мурманска неотделимо от исторической памяти всего региона; это уникальное явление в его культурном пространстве. МГПУ ведет свою историю с 1939 года, когда решением правитель­ ства был создан Мурманский учительский институт. Этот факт отразил процесс бурного развития как самого региона, получившего в 1938 году статус области, так и всей страны, на территории которой тогда полным ходом шло осуществление беспрецедентной в российской истории про­ граммы индустриализации. Эта программа была настолько масштабна, что предполагала превращение даже малоосвоенных и малолюдных окра­ ин, таких как наша, северная, в промышленно развитые. На территории Кольского Севера в кратчайшие сроки поднимались города, заводы, фаб­ рики и электростанции. Устойчивость экономического развития заполяр­ ного края напрямую зависела от той социальной инфраструктуры, кото­ рая предоставлялась приехавшим на Север поселенцам. И не в последнюю очередь это будущее определяли школы области, строительство которых не поспевало за быстро растущим населением. Только на 1939 год им тре­ бовалось 128 учителей 5-7 классов. Создание Мурманского учительского института как раз было при­ звано решить проблему нехватки учительских кадров. Двухгодичный курс обучения на историко-филологическом, физико-математическом и есте- ственно-географическом отделениях, хотя и не давал высшего образова­ ния, обеспечивал ускоренную подготовку учителей для среднего звена шко­ лы (5-7 классы), что было крайне необходимо в условиях введенного в СССР всеобщего 7-летнего образования. Институт разместился в здании педтехникума на проспекте Стали­ на (сейчас в нем физико-математический факультет). Первым директором института стал талантливый учитель математики Марк Эммануилович Из- раэлит. Правда, руководить институтом ему пришлось недолго. В апреле 1940 года по обвинению в распространении «антисоветских измышлений з форме анекдотов» он был арестован и приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам пребывания в исправительно-трудовом лаге­ ре. Вскоре процесс становления и развития вуза был прерван Великой Отечественной войной. Лишь в 1944 году под победные залпы Мурманс­ кий учительский институт был восстановлен и вновь стал набирать сту­ дентов. Впрочем, в первые послевоенные годы его возможности были весьма ограничены. Институт насчитывал всего 6 учебных аудиторий, в нем ра­ ботало лишь около 20 преподавателей, и только единицы из них имели 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz