Дудакова, Е. Ф. Веселые хроники из жизни одной семьи / Елена Федорова. –Мурманск : ПЦ «Доброхот», 2015. - 360 с.

Об экскурсиях 175 побережье морей, на труднодоступных скалах и похожи на своего родственника баклана обыкновенного (при этом показала на него рукой), который... А дальше уже начала рассказывать об этой пти­ це. Правда, после экскурсии, минуя наш кабинет, сама побежала в библиотеку и выяснила, что этот вид водится «на Мурманском побережье Кольского полуострова, Исландии, по Атлантическому побережью Европы, на Средиземном море и северо-западе Африки, редко в Скандинавии». До сих пор помню! Как-то, увлекшись рассказом у витрины с тундровым волком, забыв, что передо мной малыши-третьеклашки, я сказала, что этого грозного зверя, хоть он и нападает на диких оленей, уничтожать нельзя, потому что нарушится экологическое равновесие. У детей от удивления тут же округлились глаза. Я лихорадочно соображала, как бы это им популярно объяснить. Пока обдумывала ответ, чтобы выиграть время спросила, кто знает про экологическое равновесие. Один малыш в очочках решительно поднял руку. Ну, думаю, пускай отвечает, а я в это время хоть соберусь с мыслями. И он ответил, да ещё как! Что тундровый волк, в основном питается... леммингами. Здорового оленя ему не поймать, потому что тот бегает быстрее волка, поэтому его добычей становятся только больные животные. А если волка истребить, то больные олени заразят здоровых, и все они погибнут. Чтобы этого не случилось, должны быть волки сыты и олени целы! Вот это и называется экологическим равновесием. Я просто онемела от изумления! Потом похвалила малыша и спро­ сила, откуда он это знает? На что мальчишка сказал, что книжку прочитал, которая называется «Не кричи, волки!» Этим он сразил меня наповал, поскольку сама только недавно познакомилась с этой книгой канадца Фарли Моуэта и использовала на экскурсиях сведе­ ния об обитателях тундры, почерпнутые из неё! Однажды у нас было занятие с детьми о культуре и быте поморов. И вот, указывая на деревянный утюг, представляющий собой ребри­ стую доску, я спросила у малышни, что это такое. У них было очень много версий: музыкальный инструмент, предмет для изготовления макарон, чесалка, массажёр... Ни одна из них не была правильной. Прямо передо мной стояла малышка и молча, терпеливо держала поднятой руку. Я уже готова была сама дать правильный ответ, но решила услышать ещё одну версию: интересно, что она ответит? Мы вроде перебрали всё, что можно! Девчушка откашлялась и произнес­ ла: «Это деревянный утюг, называется рубель». Я ахнула: «Откуда ты знаешь?» «Он есть у нас в деревне. Там моя прабабушка им

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz