Дудакова, Е. Ф. Веселые хроники из жизни одной семьи / Елена Федорова. –Мурманск : ПЦ «Доброхот», 2015. - 360 с.

Об экскурсиях 173 Экскурсий было много. Это были своеобразные уроки для 9-х, 7-х и 3-х классов. Старшеклассникам требовалось дать знания и вме­ сте с учителем поддерживать дисциплину. Эти дети редко задавали вопросы, потому что одни стеснялись своих сверстников, а другим ка­ залось, что они и так все знают. Кстати, этому немало способствовали популярные детские книги и передачи советского радио и телевиде­ ния «Клуб кинопутешественников», «В мире животных», «Ребятам о зверятах», «Клуб знаменитых капитанов», «Коапп» и другие. От подростков можно было получить провокационный вопрос. Например, стоим у диорамы «Лес», где я рассказываю о животных. Вдруг один с невинным взглядом спрашивает: «Сколько медвежат обычно рождается у медведицы и сколько они весят?» А я по глазам- то вижу, что ему это известно, что смотрел он последнюю передачу «В мире животных» и что хочется ему утереть нос своим однокласс­ никам и поставить меня в неловкое положение. Не подавая вида, говорю, что рождается, как правило, два медвежонка, каждый весом не более половины килограмма. И ещё хвалю за любознательность. Мальчишка краснеет, но в глазах радостный блеск — хоть его ка­ верза не удалась, одобрение он всё же заслужил, хоть и не с той стороны, с которой рассчитывал. Но эти провокации были «семечками» по сравнению с непосред­ ственностью и любознательностью малышей. Им до всего было дело, они буквально засыпали вопросами, а также старались продемонстри­ ровать свои знания. С ними всегда нужно было быть начеку! Кроме того, во время проведения с ними экскурсии приходилось тщательно подбирать слова и разъяснять непонятные им, но оче­ видные для старших школьников термины. Вот почему малышей я особенно боялась. Так было поначалу, а потом я поняла, что с ними работать весело и интересно! Однажды, показывая им родиолу розовую и рассказывая о её целебных свойствах, я сказала, что она очень схожа со знаменитым дальневосточным растением, которое называется... Тут кто-то из малышей пропищал: «Тянь-Шань!» Никто не засмеялся, все с гордо­ стью посмотрели на меня, мол,, знай наших! А мне, еле сдерживаясь от смеха, пришлось употребить весь такт, чтобы исправить ошибку: «Молодец! Ты только чуточку перепутал. Но это не мудрено, ведь названия похожи. Тянь-Шань — это горы, а растение называется женьшень. Даже взрослый бы запутался! Сегодня мы не только узна­ ли, какое ценное растение можно найти в нашей области, но и то, что его название созвучно с названием очень высоких гор в Азии».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz