Дудакова, Е. Ф. Веселые хроники из жизни одной семьи / Елена Федорова. –Мурманск : ПЦ «Доброхот», 2015. - 360 с.

108 На практике делали зарисовки, зубрили латынь... Учёба на природе не была в тягость, тем более мы располагали свободным временем, которое проводили тоже не без пользы. Ну и куда ты денешься с университетской базы в горах Северного Кавказа в выходной день? Ближайшие посёлки далеко, город очень далеко. Вот и идешь прогуляться с подругами по тем же маршру­ там, по которым нас водили наши преподаватели. Волей-неволей мы обращали внимание на природные объекты, вспоминали их назва­ ния, таким образом закрепляли пройденное. Или шли позагорать на горную речку рядом с лагерем. Кто-нибудь притаскивал рыбку, пойманную в речке, лягушку, тритона, ящерицу или змею. Или об­ наруживал среди гальки гнездо кулика. Начиналась суета вокруг найденного. То есть, во время полевой практики отвлечься от неё было невозможно. С нами работали наши преподаватели — ботаники и зоологи, а после каждого спецкурса мы сдавали вместе с дневниками наблюде­ ний зачёты на знание встречающихся в этом районе представителей флоры и фауны со всеми их латинскими названиями. Самой трудной, на наш взгляд, была орнитологическая практика, но по весьма прозаичной причине — надо было выйти на маршрут в четыре утра! Утро начиналось с того, что наша преподавательница Натэлла Халиловна, начиная с четырех утра, стучала во все двери и пыталась нас разбудить. Однако мы вскакивали в последний мо­ мент, быстро одевались, бежали к умывальникам и всё равно сонные выходили на маршрут. Плелись друг за другом по лесной тропинке, уходящей в горы, где высоко среди ветвей у макушек деревьев летали и щебетали птицы. Периодически мы останавливались, группирова­ лись вокруг Натэллы и старались вникнуть в её рассказ. Учились определять птиц по писку, трелям, щебету, шуму крыльев и даже «барабанной» дроби. Последнее, разумеется, относилось к дятлам. Натэлла Халиловна показывала рукой в переплетённые ветви ели и говорила: «Видите, там гнездо зяблика? Через пару недель в нём должны появиться птенцы. А там гнездо горлицы. Нет, не вяхиря, Сидельников, хотя он, как и горлица, является диким голу­ бем. Как это не видите? Ну, вон же оно! Ой, смотрите, на стволе рядом с Пилипенко маленькая серая птичка. Это поползень... Был поползень! Разве можно так шуметь и топтаться? Прямо как слоны! Неудивительно, что вы ничего не видите и не слышите!» В самом деле в начале практики мы ничего не видели, а потом научились тихо ходить, смотреть во все глаза и прислушиваться к звукам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz