Дудакова, Е. Ф. "Аз букву ведаю, глаголю добро, добро есть жизнь..." : о педагогических династиях и семьях МГПУ / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 56-59.

56 Региональный компонент содержания образования Е. Ф. Дудакова «Аз букву ведаю, глаголю добро, добро есть жизнь...» (о педагогических династиях и семьях МГПУ) Учительская династия —ряд поколений учите­ лей. отличающихся высоким уровнем педагогиче­ ского мастерства, которое в значительной ме­ ре приобретается, хранится, развивается в семье и включает не только профессиональные, но и нрав­ ственные качества. Представитечи учительских династий работают в школах и различных учебно- воспитательных учреждениях. В истории МГПУ и развития народного образования области они занимают особое место, их представители рабо­ тали и работают в нашем вузе. Это династии Филяновых-Чуниных (500 лет), Петровых (более 300 лет), Бернацких (около 300 лет), Демидовых, (около 200 лет), Локоть (около 200 лет)... Подроб­ но о некоторых династиях рассказали на страницах журналов «Наука и образование» наши преподава­ тели Л. Л. Иванова (№6, 2005), Т. М. Ширяева (№9. 2008), Н. В. Локоть (№ 11. 2010). Династия Петровых насчитывает свыше 300 лет педагогического стажа. Глава династии Клавдия Степановна Петрова (Шульгина), выпуск­ ница Архангельского Епархиального училищ а,— работала в Архангельской губернии, на Терском берегу и в с. Поной. В 1921 году там же на По­ нос, в Краснощелье, после окончания школы II ступени начала свою педагогическую деятельность и ее дочь —Глафира Николаевна Петрова (1903- 1985), заслуженный учитель школы РСФСР, которая прошла путь от учителя начальных классов до де­ кана факультета МГПИ. Ее педагогический стаж составил около 40 лет, из них 34 года она прорабо­ тала в Мурманской области: в довоенных школах учителем русского языка и литературы, а затем инспектором школ, преподавателем в педучили­ ще и пединституте, была первым деканом нового факультета ПиМНО в нашем вузе. Прекрасный педа­ гог и организатор, она принимала активное участие в подготовке учительских кадров области, оказала большое влияние на творческие судьбы многих ведущих педагогов нашего края. Дочь Глафиры Николаевны — Елена Ивановна Анкудинова —с первых дней своей учительской деятельности преподавала географию в CLLI-36 г. Мурманска, внучка —Джамбанова Юлия Леони­ довна специалист по учетным дисциплинам, вну­ чатый племянник Мошников Александр Сергеевич учитель физики и информатики. Огромный педагог ический стаж 45 лет - был и у Константина Николаевича Петрова, брага Глафи­ ры Николаевны. Начинал он лаборантом в учитель­ ском институте, работал учителем физики и дирек­ тором в мурманских школах, одним из первых был награжден орденом Ленина. Его жена Берга Алек­ сандровна была учителем математики. По их стопам пошла дочь Наталья Константиновна Жукова. Она окончила наш физмат, сейчас преподаст математику и является завучем лицея № I. Невестка Надежда Ивановна Петрова тоже наша выпускница, работала в начальных классах в СП 1-15, а ее дочь Петрова Анастасия Александровна окончила Мурманский пе­ дагогический колледж. В настоящее время достойно продолжают работать на ниве просвещения и внуки Петровых. Династия Демидовых. Интересен и поучи телен жизненный путь главы династии Ивана Тимофее­ вича Демидова (1909 1975), в свое время ведущего преподавателя математики нашего института. Иван Тимофеевич родился в 1909 году в селе Толково Орловской области. С шести лет пахал зем­ лю. Окончил четыре класса цсрковно-приходской школы. В Мурманск приехал на заработки (в де­ ревне был голод) зимой 1931 года. Устроился груз­ чиком в порту —разгружал приходящие с промыс­ ла траулеры. Потом поступил на курсы плотников и освоил еще одну рабочую профессию. По ночам читал книги, учебники. Плотник меч тал стать учи­ телем. Однажды в «Полярной правде» прочитал объ­ явление о наборе на кратковременные педагогиче­ ские курсы. И. Т. Демидов поступает на эти курсы и успешно оканчивает их. Мечта, еще недавно казав­ шаяся такой далекой, сбывается: он учитель началь­ ных классов. Работая в школе, Иван Тимофеевич особенно остро ощутил пробелы в своем образова­ нии, а главное —его влекли точные науки, особенно математика. Выход нашел сам: настойчивое самооб­ разование. Удивительную работоспособность и волю прояв­ ляет молодой учитель. В том же 1931 году он посту­ пает на заочное отделение Ленинградского государ­ ственного педагогического института им. Д. И. Гер­ цена (специальность «Физика»), В 1936 году полу­ чает высшее педагогическое образование и работает учителем математики и асфономпи в школе Л" 10 (ныне школа № 2). С августа 1941-го на фронте, демобилизовался лишь в марте 1946 года. С 1947 но 1972 год работал на кафедре физики-математики в МГПИ и прошел путь от ассистента до доцента. Жена И. Т. Демидова - Лопатина Светлана Геор­ гиевна -- много лет проработала в среднем мореход­ ном училище им. Месяцева: преподавала экономику рыбной промышленности и ихтиологии. Интересно, что дед С. Г. Лопатиной - Вашкиров Александр был директором Виленской гимназии. Иван Тимофеевич (старший в семье) помог по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz