Дудакова, Е. Ф. Использование фондов музея МГПУ студентами педагогических профессий для приобретения навыков научно-исследовательской работы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 78-81.

78 Региональный компонент содержания образования Е. Ф. Дудакова Использование фондов музея МГПУ студентами педагогических профессий для приобретения навыков научно-исследовательской работы С 2000 года в музее МГПУ ежегодно прохо­ дят музейную практику студенты двух факульте­ тов нашего вуза —историко-филологического, ныне социально-гуманитарного (СГФ) и факультета куль­ туры и искусств (ФКиИск), реже привлекаются к ра­ боте студенты других факультетов МГПУ. Во время практики студенты знакомятся со все­ ми видами музейной деятельности (экспозицион­ ной, фондовой, выставочной, экскурсионной, науч­ ной и др.) Наиболее сложной и интересной является научно-исследовательская работа студентов с экспо­ натами — составление научных паспортов на пред­ меты основного фонда музея. Конечно, за корот­ кое время практики без глубокого знания истории народного образования Кольского края невозможно провести научное описание фотофонда (негативов и фотографий), персональных комплексов или ком­ плексов по истории школ города и области, посколь­ ку предметы из этих коллекций требуют кропотли­ вой и длительной работы с документами и людьми. Но детально исследовать один-два предмета, отно­ сящихся к одному типу источников, используя на­ учную и справочную литературу, учетную докумен­ тацию музея (книги поступлений, акты, тематико­ экспозиционные планы и др.), ресурсы интернета, вполне возможно. Эта работа, во-первых, интересна самим студен­ там. Она увлекательна, азартна, вызывает здоровое соперничество, ведь каждому хочется, чтобы его ис­ следование было более полным, интересным, долж­ ным образом оформлено и осталось в музее. Тем бо­ лее, что составленные карточки «защищаются» ав­ тором в присутствии группы, а на карточке научно­ го описания предмета остается его имя. Наиболее удачные карточки остаются в музее. Таким образом, студенты не только вносят свой вклад в работу му­ зея, но оказываются причастны и к истории своего вуза. Во-вторых, способствует научному описанию музейных коллекций. Поскольку изучение музейных предметов — стержневая проблема всей фондовой работы любого музея, в том числе и вузовского. И, в-третьих, эта научно-исследовательская ра­ бота студентов может быть ими использована в вос­ питательских и просветительских целях при про­ хождении педагогической практики в школах, а так­ же для оформления выставок. Для проведения того или иного мероприятия студенты могут взять экс­ понаты с карточками научного описания и прове­ сти увлекательную беседу или урок непосредствен­ но в классе. Так, каждая наиболее полно составленная кар­ точка научного описания на тот или иной предмет становится своеобразным справочным материалом для проведения урока или беседы с демонстрацией самого предмета. Приведу следующие примеры. Весной 2007 года в музее проходили практи­ ку студенты П курса СГФ кафедры отечествен­ ной истории, которые занимались научным описа­ нием икон и дореволюционных журналов «Роди­ на» и «Нива» (коллекция газет и журналов насчи­ тывает 97 единиц хранения). При работе с жур­ налами студенты обращали свое внимание на те публикации, которые вызвали у них наибольший интерес. Это были материалы о первой мировой войне, литературно-художественные произведения или репродукции русских художников. Так, напри­ мер, Марина Яшина, Ольга Попова и Екатерина Ба­ кланова при изучении журналов «Родина» № 22, 28 и 29 за 1915 год (фондовые номера МГПм оф 857, 860, 861) обратили внимание на репродукции картин художников К. X. Вроблевского («В старом парке»), В. К. Штембера («Еврейка»), Г. П. Светлиц- кого («Светлая ночь»), Э. П. Детерса («В усадь­ бе»), И. А. Вельца («Тихий вечер»), Г. О. Калмыко­ ва («Полдень») и С. А. Виноградова («С борзыми ждут»). Их работы хранятся в столичных музеях и за границей. Некоторые из авторов входили в обще­ ство имени А. И. Куинджи, ставившее своей целью содействие развитию и распространению искусства в России, совместное устройство выставок, заботу о материальном положении художников. К сожале­ нию, имена этих художников не столь широко из­ вестны в нашей стране, потому что их творческое наследие до конца не исследовано. Студентки нашли интересные данные о жизни и творчестве этих авторов, что позволило им до­ полнить материалы журналов, «выйти» за их рам­ ки и блестяще защитить свои работы. При ис­ пользовании этих номеров журналов студентами СГФ или ФКиИск на занятиях в школе желательно будет лишь подобрать дополнительные иллюстра­ ции, о которых рассказывают в своих материалах студентки-историки. Могут получиться очень инте­ ресные беседы, которые будут не только способ­ ствовать культурно-историческому развитию школь­ ников, но и расширят их кругозор. Гак, неброские черно-белые репродукции в старых журналах смог­ ли привести к увлекательному научному поиску сту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz