Дудакова, Е. Ф. Использование фондов музея МГПУ студентами педагогических профессий для приобретения навыков научно-исследовательской работы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 78-81.
78 Региональный компонент содержания образования Е. Ф. Дудакова Использование фондов музея МГПУ студентами педагогических профессий для приобретения навыков научно-исследовательской работы С 2000 года в музее МГПУ ежегодно прохо дят музейную практику студенты двух факульте тов нашего вуза —историко-филологического, ныне социально-гуманитарного (СГФ) и факультета куль туры и искусств (ФКиИск), реже привлекаются к ра боте студенты других факультетов МГПУ. Во время практики студенты знакомятся со все ми видами музейной деятельности (экспозицион ной, фондовой, выставочной, экскурсионной, науч ной и др.) Наиболее сложной и интересной является научно-исследовательская работа студентов с экспо натами — составление научных паспортов на пред меты основного фонда музея. Конечно, за корот кое время практики без глубокого знания истории народного образования Кольского края невозможно провести научное описание фотофонда (негативов и фотографий), персональных комплексов или ком плексов по истории школ города и области, посколь ку предметы из этих коллекций требуют кропотли вой и длительной работы с документами и людьми. Но детально исследовать один-два предмета, отно сящихся к одному типу источников, используя на учную и справочную литературу, учетную докумен тацию музея (книги поступлений, акты, тематико экспозиционные планы и др.), ресурсы интернета, вполне возможно. Эта работа, во-первых, интересна самим студен там. Она увлекательна, азартна, вызывает здоровое соперничество, ведь каждому хочется, чтобы его ис следование было более полным, интересным, долж ным образом оформлено и осталось в музее. Тем бо лее, что составленные карточки «защищаются» ав тором в присутствии группы, а на карточке научно го описания предмета остается его имя. Наиболее удачные карточки остаются в музее. Таким образом, студенты не только вносят свой вклад в работу му зея, но оказываются причастны и к истории своего вуза. Во-вторых, способствует научному описанию музейных коллекций. Поскольку изучение музейных предметов — стержневая проблема всей фондовой работы любого музея, в том числе и вузовского. И, в-третьих, эта научно-исследовательская ра бота студентов может быть ими использована в вос питательских и просветительских целях при про хождении педагогической практики в школах, а так же для оформления выставок. Для проведения того или иного мероприятия студенты могут взять экс понаты с карточками научного описания и прове сти увлекательную беседу или урок непосредствен но в классе. Так, каждая наиболее полно составленная кар точка научного описания на тот или иной предмет становится своеобразным справочным материалом для проведения урока или беседы с демонстрацией самого предмета. Приведу следующие примеры. Весной 2007 года в музее проходили практи ку студенты П курса СГФ кафедры отечествен ной истории, которые занимались научным описа нием икон и дореволюционных журналов «Роди на» и «Нива» (коллекция газет и журналов насчи тывает 97 единиц хранения). При работе с жур налами студенты обращали свое внимание на те публикации, которые вызвали у них наибольший интерес. Это были материалы о первой мировой войне, литературно-художественные произведения или репродукции русских художников. Так, напри мер, Марина Яшина, Ольга Попова и Екатерина Ба кланова при изучении журналов «Родина» № 22, 28 и 29 за 1915 год (фондовые номера МГПм оф 857, 860, 861) обратили внимание на репродукции картин художников К. X. Вроблевского («В старом парке»), В. К. Штембера («Еврейка»), Г. П. Светлиц- кого («Светлая ночь»), Э. П. Детерса («В усадь бе»), И. А. Вельца («Тихий вечер»), Г. О. Калмыко ва («Полдень») и С. А. Виноградова («С борзыми ждут»). Их работы хранятся в столичных музеях и за границей. Некоторые из авторов входили в обще ство имени А. И. Куинджи, ставившее своей целью содействие развитию и распространению искусства в России, совместное устройство выставок, заботу о материальном положении художников. К сожале нию, имена этих художников не столь широко из вестны в нашей стране, потому что их творческое наследие до конца не исследовано. Студентки нашли интересные данные о жизни и творчестве этих авторов, что позволило им до полнить материалы журналов, «выйти» за их рам ки и блестяще защитить свои работы. При ис пользовании этих номеров журналов студентами СГФ или ФКиИск на занятиях в школе желательно будет лишь подобрать дополнительные иллюстра ции, о которых рассказывают в своих материалах студентки-историки. Могут получиться очень инте ресные беседы, которые будут не только способ ствовать культурно-историческому развитию школь ников, но и расширят их кругозор. Гак, неброские черно-белые репродукции в старых журналах смог ли привести к увлекательному научному поиску сту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz