Дудакова, Е. Ф. Использование фондов музея МГПУ студентами педагогических профессий для приобретения навыков научно-исследовательской работы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 78-81.

80 Региональный компонент содержания образования нистр финансов Д. А. Гурьев (1810-1823), но зато всем известно название знаменитой гурьевской ка­ ши с фруктами, автором рецепта которой он являет­ ся. Оказывается, министр финансов И. П. Шипов (1905-1906) являлся непосредственным шефом От­ дельного Корпуса пограничной стражи. В середине 1905 года он дал разрешение на издание при штабе Корпуса журнала «Пограничник», первый номер ко­ торого вышел в январе 1906 года и выходит до сих пор. А министр финансов П. Л. Барк (1914-1917) на аудиенции у Николая 11 заявил: «Нельзя строить бла­ гополучие казны на продаже водки... Необходимо ввести подоходный налог и принять все меры для сокращения потребления водки». По его инициати­ ве законом от 26 сентября 1914 года на время войны была прекращена продажа водки. Министр С. А. Грейг (1877-1880) был адмира­ лом и участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Кто еще возглавлял финансы нашей страны и чем интересна их деятельность? Что изображено на со­ временных монетах и купюрах? Почему «деньги» так называются? Откуда появились название «копей­ ка» и «рубль»? Какие русские монеты были самы­ ми тяжелыми, крупными и, наоборот, самими мел­ кими? Когда были в России двухрублевые монеты? Когда появились бумажные деньги? Почему в Рос­ сии имели обращение «Вавилонские деньги»? По­ чему на купюрах 1918 года изображена свастика, а купюры 1919 года очень похожи на доллар? Как выглядела самая большая купюра в России? Откуда возникли выражения: «орел или решка», «глаза по пять копеек», «лимоны», «куски» и «керенки»? На эти и многие другие вопросы ответили студенты, изучая предметы коллекции. Что касается портретов, то можно рассказать об этих денежных знаках и показать купюры с изобра­ жением Екатерины 11 1910 года (МГПм оф 240/1,2), Петра I 1912 года (МГПм оф 241), Александра Ш 1909 года (МГПм оф 245); В. И. Ленина 1937-1993 годов (МГПм оф 267, 268, 271, 274, 284, 556, 557, 1359, 1360, 1363, 1365), а также монеты, имеющи­ еся в коллекции достоинством 1 рубль 1970, 1977 годов («Ленин в лучах») (МГПм оф 344, 345, 351,); символических портретов шахтера, воина и летчи­ ка 1938 года (МГПм оф 264, 265, 266). На монете 1 рубль 1924 года изображены рабочий и колхозник (МГПм оф 333), а на монете 1925 года «Один полтин­ ник» — кузнец (МГПм оф 331). Имеются в коллек­ ции две юбилейные монеты достоинством 1 рубль 1986 года «М. В. Ломоносов» (МГПм оф 349) и 1990 года «А. П. Чехов» (МГПм оф 350). А также моне­ ты достоинством 1,5, 10, 50 копеек 1997-2007 годов с изображением св. Георгия Победоносца (МГПм оф 1300, 1301, 1302, 1378). Чем интересны эти люди? Какой вклад они внесли в историю страны? Когда впервые стали изображать на денежных знаках тру­ дящихся? Это тоже выясняли студенты при работе с коллекцией. На многих денежных знаках, особенно в послед­ нее время, изображались памятные места России. Из старых купюр — это бумажные деньги Временного правительства, выпущенные в 1918 году (МГПм оф 247, 250). На них имеется изображение Таврическо­ го дворца, в котором заседала Дума. Начиная с 1922 до 1993 года на купюрах было принято изображать Кремль (МГПм оф 274, 558, 559, 1357, 1359, 1361, 1572, 1573). В 1995 году на тысячной купюре (МГПм оф 1364) был изображен владивостокский порт в бухте «Золотой Рог» и Ростральная колонна с мо­ делью военного транспорта «Маньчжур». Оборот­ ная сторона — вид побережья полуострова Камчат­ ка. С этой купюры началась серия, неофициальное название которой «от Москвы до самых до окраин». На современных купюрах (вспомогательный фонд) изображены города Новгород, Красноярск, Санкт- Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль и Ха­ баровск. Есть в коллекции музея и несколько монет с изображением памятных мест. Это монеты до­ стоинством в 1 рубль — «XX лет Победы», вы­ пущенная в 1965 году (МГПм оф 346), с изобра­ жением солдата Победы в Трептов-парке в Герма­ нии; «Тридцать лет Победы» (1975), с изображе­ нием скульптуры «Родина-мать зовет» на Мамае­ вом кургане в Волгограде (МГПм оф 347); «Игры XXII олимпиады в Москве. 1980» с условным изоб­ ражение Московского кремля со Спасской башней в центре (МГПм оф 342); «Игры XXII олимпиады в Москве. 1980» с изображением здания Москов­ ского государственного университета им. М. В. Ло­ моносова (МГПм оф 343); «Игры XXII олимпиады в Москве. 1980» с изображением памятника Юрию Долгорукому в Москве на фоне здания Моссовета (МГПм оф 348) и монета достоинством 5 рублей (1989) с изображением знаменитого Благовещенско­ го собора в Москве (МГПм оф 340). При проведе­ нии беседы в классе можно взять все перечисленные экспонаты, либо ограничиться несколькими, и рас­ сказать о памятных местах нашей страны, имею­ щих столь значимое историческое, культурное или художественное значение, что их изображения по­ явились на монетах и купюрах. Одной из задач нашего музея является пропаган­ да исторических, научных и культурно-эстетических знаний на основе музейного собрания. Справиться с этой задачей нам помогают студенты нашего ву­ за, которые успешно занимаясь научным описанием музейных предметов, способствуют использованию этих знаний в выставочной и экскурсионной работе. И в заключение хочется привести несколько вы­ держек из отзывов о музейной практике студентов СГФ: «Работа в нашем музее мне очень понравилась. Может быть потому, что я понимала — моя работа полезна для музея...» (Н. Березкина);

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz