Дудакова, Е. Ф. Из истории средней школы № 4 Мурманска / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 103-109.

103 Е.Ф. АУААКОВА ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №4 МУРМАНСКА Истории школ города, как и истории людей, всегда полны интересных событий, не всегда оптимистических, а нередко даже трагических. И это не удивительно, так как их историю делают люди. Школы, как и люди, порой трудно рождаются, взрослеют (начальные становятся средними школами), приобретают современный статус (становятся гимназиями и лицеями), «размножаются» (мурманская школа 1-й и 2-й ступени «отдала» в далекие 30-е годы часть своих учителей и учеников в новые не­ полную среднюю школу № 3 и среднюю школу № 2; из школы № 21 в 50-е годы часть коллектива перешла в но­ востройку - школу № 25 и т.д.), меняют номера и адреса и... уходят из жизни. К последним можно отнести сред­ нюю школу № 11(ее здание на ул. Марата в конце 30-х го­ дов отдали под госпиталь), школу № 6 (в ее здании после войны разместился областной краеведческий музей), сред­ нюю железнодорожную школу № 34, школы №№ 17, 18, 29, 39, 54, 55, 59, 62... Иногда старые номера присваива­ ются новостройкам, но часто педагоги и ученики перево­ дятся в школы под другими номерами, а здания отдаются учреждениям. А ведь это целые коллективы педагогов, учеников, традиции - живая история народного образова­ ния не только города, но и края! Сейчас не осталось в городе школ, которые бы ра­ ботали с довоенных времен в одном здании и под одной вывеской, но в зданиях довоенной постройки продолжают работать школы №№ 1,12, гимназии №№ 2 и 3. К таким относилась и школа № 4 на Жилстрое. В статье использо­ ваны материалы музея МГПУ «История народного обра­ зования Кольского края», воспоминания учителей и уча­ щихся школы № 4, статьи областных газет. Д о войны в этом рабочем районе рабо­ тало много школ. Это две начальных школы - № 5 (директор И.Г. Лукшин) на ул. Декабристов и № 7 (директор В.Н. Попов) на ул. Фрунзе, а также четыре средние школы. Школа № 11 (директор Е.И. Гусева) вошла в строй в 1939 году, и в этом же году в связи с финской кампанией здание школы было отдано под госпиталь, а учителя и учащиеся влились в коллектив школы № 19 (ныне № 12) (директор Д.С. Клименко), которая работала с 1935 года здесь же, на Жилстрое. До войны в этом рабочем районе было открыто много школ - две начальные и четыре средние. В 1934 году были открыты две начальные школы - № 5 на улице декабристов и № 7 на улице Фрунзе. Первой из средних школ на Жилстрое в 1935 году была открыта школа № 19 (ныне средняя шко­ ла № 12), затем в 1937 году открылась школа № 2 (после войны № 4 ), еще через год на улице Марата была открыта неполная средняя школа № 21 (после войны № 5, ныне в этом здании находится специ­ альная коррекционная школа-интернат). И, наконец, последняя из построенных в этом районе средних школ - № 11 - вошла в строй в 1939 году. В этом же году в связи с финской кампанией ее здание было отдано под госпиталь, а учителя и учащиеся влились в коллектив школы № 19. Строительство школы № 2 на ул. Рабочая на Жилстрое было начато в мае 1937 года. Вот как об этом писала газета «Полярная правда» от 16 мая: «Каменщик Шубарцев - один из многих строителей новой школы. Он говорит: «Эта стройка, пожалуй, первая в Мурманске, где нам пришлось встретиться с тяжелым грунтом». Он прав. Землекопам и ка­ менщикам пришлось крепко поработать. Первона­ чальный проект на земляные работы, который пре­ дусматривал закладку фундамента на глубине 1,30 метра, оказался «липой». В действительности фун­ даменты школы заложены на глубине 3 и 3,5 метра. Проект и смета указывали, что на участке песчаный фунт. Такого фунта землекопы не нашли. Им при­ шлось встретиться с тяжелым каменистым фунтом . Земляные работы на стройке подходят к концу. Из траншей и котлованов осталось вынуть не более 200 куб. м фунта. Сегодня, 16 мая, сфоители приступи­ ли к кирпичной кладке стен здания. Согласно сро­ кам, каменная школа на ул. Рабочей должна быть посфоена к 10 августа. Но к 20 июля готовность школы составляет 68%. Сфоительство крайне затя­ гивалось. Условия к тому, чтобы закончить и сдать школу в срок, имеются полностью. Нужно только одно - руководить сф ойкой по-большевистски!» И вот школа посфоена! Вместе с ребятами от всей души радовались новой школе их родители: ведь теперь их дети будут учиться в просторной, красивой, каменной школе, а не в тесной, деревян­ ной. 1 сентября 1937 года детские шумливые голоса заполнили всю школу. Первая ученица школы А.Н. Лебедева вспоминает: «В 1937 году я впервые переступила порог этого волшебного здания и во­ шла под его своды маленькой школьницей. Тогда в городе таких школ было мало. Мы считали себя сча­ стливчиками, когда вошли в большой и светлый класс. Пол блестел как зеркало. Мне казалось, что не счесть ни дверей, ни окон, и я боялась заблудить­ ся. Все ученики.и работники школы испытывали чувство, которое невозможно передать. Первым ди­ ректором школы был Борис Пефович Громов. Пер­ вым моим учителем - Иван Иванович Степанов. Я помню всех своих наставников, которые учили меня уму-разуму». Вот что писал Борис Пефович Громов: «Шко­ ла была посфоена в кратчайший срок с мая на ав­ густ. И 1 сентября в ней начались занятия. Новая школа была красивой и была очень хорошо оформ­ лена. В ней была богатая библиотека и хороший бу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz