Дудакова, Е. Ф. Из истории средней школы № 4 Мурманска / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 103-109.

106 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Раненых привозили очень много: это были не только фронтовики, но и жители города, ведь бом­ били его каждый день. Во время налетов фашист­ ской авиации людей переводили в подвал. Трудное и страшное было время, но люди не падали духом. Жили дружно и весело, уставали, недоедали, а рабо­ тали для победы, спасали сотни жизней. Однажды, после очередной бомбежки, сгорел почти весь Жилстрой, только школа-госпиталь «крыльями» своими защищала людей от огня и смерти несколько месяцев. После пожара в 1942 го­ ду госпиталь эвакуировали в Кильдинстрой. Затем он переезжал по передовой: Никель, Петсамо, Кир- кенес и т.д. Подлечившись, бойцы отправлялись на фронт, а госпиталь принимал новых бойцов. После эвакуации госпиталя на первом этаже работал кислородный завод (в последние годы здесь была столовая), а в помещении школьной библиоте­ ки изготавливали лекарства для раненых. Кроме то­ го, в школе был размещен водородный завод, где делали аэростаты для защиты города от воздушных бомбардировок. В конце войны в правом крыле ре­ бята учились, а в левом так и остался военный объ­ ект, поэтому на переменах школьники старались сильно не бегать. В 1944 году город уже почти не бомбили, но самолеты изредка все же появлялись. Почти все до­ ма в Мурманске были сожжены и разрушены. В го­ роде только начали восстанавливать разрушенные здания, отопления еще не было, не все окна были застеклены, вместо них оконный проем зашивали досками или фанерой. Но в школах уже шли заня­ тия. На Жилстрое осталась невредимой лишь школа, в здании которой не осталось ни одного стекла. Учебников не хватало, не было тетрадей - приходи­ лось писать на газетах, не было чернил, ручек, ка­ рандашей... Учащимся в столовой выдавали по 50 граммов хлеба, посыпанного сахаром. В это тяжелое время многие ребята получали извещения о гибели своих родителей. Так, напри­ мер, Юра Тарасов в октябре 1944 года получил из­ вещение о гибели отца прямо в школе. Впоследст­ вии он вспоминал: «Из всех учителей того времени выделялся Николай Владимирович Амозов, который преподавал физику. Он пришел в школу прямо с фронта, где получил ранение в руку. После войны в школе работали Федор Иванович Быстров (дирек­ тор), Мария Трофимовна Цыкина (завуч), Клавдия Петровна Кириченко, Галина Петровна Осадчук, Мария Ивановна Дурнова (окончившая школу до войны), Анна Васильевна Сомова, Руф Николаевич Малыгин, Александр Анисимович Трегубов, Евге­ ния Александровна Покоевец, Прасковья Ивановна Михова, Елизавета Ефимовна Чумичева, Анна Ива­ новна Пугина, Зоя Константиновна Валова, Евгения Александровна Валова, Евгения Александровна Грек, Людмила Тимофеевна Гноевая, Маргарита Степановна Морозова, Надежда Анатольевна Нема- нова, Евгения Алексеевна Суханова, Евгения Гри­ горьевна Басавина, Наталья Филипповна Шитикова, Игорь Максимович Савостьянов, Виктор Тимофее­ вич Шестель, Зоя Михайловна Баркова, Нина Ва­ сильевна Немчинова, Евгения Ивановна Шмойлова, Александра Семеновна Патракеева, Александра Александровна Першакова, Татьяна Тихоновна Аб­ рамова, Елена Васильевна Венедиктова, Ирина Ни­ колаевна Венедиктова (Кольцова), Трегубов Алек­ сандр Анисимович ... Учились ребята старательно, почти все знали немецкий язык. Школьники этого поколения имели богатую практику общения на немецком языке, так как от нашей школы до проспекта Кирова был ла­ герь военнопленных. Ребята часто разговаривали с военнопленными, когда бегали в школу или из шко­ лы». О работе школы в трудные послевоенные го­ ды, о своих коллегах и учениках рассказала в те го­ ды старшая пионервожатая И.Н. Кольцова в книге «Очерки истории народного образования Кольского края». С 1944 года школа сменила номер, стала име­ новаться средней школой № 4. В этом же году она приняла новых учеников - мальчиков, так как стала мужской (с 1943 по 1954 год обучение в школах страны было раздельным), а первый выпуск уча­ щихся состоялся в 1954 году. В этом же году школа приступила к совместному обучению мальчиков и девочек. В школе появилось много новых учеников. В 1955 году состоялся первый выпуск десятых клас­ сов (до этого школа была семилетней). В 1956 году по инициативе заведующего ка­ федрой военной подготовки Мурманского государ­ ственного педагогического института (МГПИ) Лео­ нида Андреевича Тарасова впервые в городе в шко­ ле № 4 был организован фотарий для искусственно­ го облучения школьников, а также санитарно- гигиенический пост, где школьники, проинструкти­ рованные медсестрой школы и педагогами МГПИ, ежедневно проводили гигиенический осмотр школьников. Этот опыт перенимался другими шко­ лами города и области, которым оказывалась кон­ сультативная помощь кафедрой МГПИ, и был осве­ щен в «Учительской газете» в январе 1958 года. Много славных традиций было в школе. Еже­ годно ребята принимали участие в сборе металло­ лома и макулатуры. В дни выборов они дежурили у урны, выступали перед избирателями с концертами. В последние годы многие ученики стали книгоно­ шами, шефствовали над инвалидами, детскими са­ дами, яслями, организовывали для малышей игры, читали книги. Ребята помогали в уборке урожая своим шефам. На заработанные деньги покупали оборудование для кабинетов, наглядные пособия. В 1958 году пионерской дружине школы было присвоено имя Аркадия Петровича Гайдара. Инте­ ресные и полезные дела были в каждом отряде шко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz