Дудакова, Е. Ф. Письма войны : (по материалам музея МГПУ "История народного образования Кольского края") / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 80-87.

Е.Ф. АУААКОВЛ ПИСЬМА ВОЙНЫ (по материалам музея МГПУ «История наролного образования Кольского края») с олдагские письма - бесценные свидетели прошлого, за строчками которых подлинный героизм современников и участников далекой страшной войны - наших земляков. Этим уникальным свидетельствам времен Второй мировой войны установлен памятник-стела «Фронтовые письма» в г. Отрадное Самарской области. В г. Уфе в наши дни по инициативе героев войны и труда, писателей, ученых и руководителей крупных башкирских предприятий установят монумент фронтовым письмам- треугольникам. В Башкирии объявлен конкурс на создание скульпгурной композиции "Солдатская мать с письмом-треугольником". Идея памятника такова - женщина читает письмо с фронта, а рядом дети внимательно слушают свою мать. Такие памятники значимы и для тех, кто помнит войну, и для тех, кто родился после Победы. Многие знают, с каким трепетом вся семья перечитывала письма ушедших на фронт и как непривычно было получить однажды четырехугольный конверт - с похоронкой. В некоторых семьях не осталось ничего о родных, погибших на фронте, кроме этих зачитанных, оплаканных и выцветших документов. Знакомство с фронтовыми письмами и общение с подобными мемориальными монументами как символами связи поколений имеют большое воспитательное значение, поскольку позволяют на должном эмоциональном подъеме воспринять необходимые знания, а главное - острее ощутить эту связь. Письма, с которыми мы вас познакомим, имеют свою судьбу. Б.Д. Зак, заслуженный учитель школы РСФСР, активный общественный деятель, в течение нескольких десятилетий (50-70-е годы) собирал документальный материал по истории народного образования Кольского края, где были различные документы, воспоминания, в том числе и военные письма учеников и учителей мурманских школ. В книге «Очерки истории народного образования Кольского края» (авторы В.В. Дранишников, В.П.Манухин, Е.Ф.Дудакова) есть глава «Школы Кольского края в годы Великой Отечественной войны», в которой мы сделали попытку опубликовать некоторые из этих писем. Объем книги, охватывающей все периоды в истории народного образования края, не позволил в полной мере использовать эти интересные свидетельства военного времени. Большинство авторов писем не вернулись с полей сражений. Люди мирной созидательной профессии - учителя и выпускники школ, еще не освоившие профессию, в одночасье стали фронтовиками. В письмах нет описаний боевых подвигов, нет лозунгов. В них, написанных порой торопливо, накануне похода, в промежутках между боями, звучат искренние голоса солдат Великой Отечественной войны, которые глубоко любили свою Родину, свой город, родных и близких. Некоторые из них впервые в жизни решались выразиться в поэтической форме. И пусть стихи эти далеки от совершенства, но в подлинности чувств авторов этих строк, обращенных к близким, любимым людям, сомневаться не приходится. Их письма пронизаны болью за судьбы родных - жен и детей. И даже те, кто еще не успел создать своих семей, находясь «в четырех шагах от смерти», в первую очередь, озабочены не собственной гибелью, а судьбой родителей, сестер и братьев. Ведь письма - это единственная связующая нить между ними и их близкими. В них горечь об утратах, тревога за родных, слова поддержки и ободрения, жажда отмщения, убежденность в победе над врагом, поскольку все без сомнений и колебаний верили в Победу. Те, кто оставался в Мурманске или был в эвакуации, несмотря на трудности, старались поддержать своих близких на фронте письмами и посылками, найти слова утешения для друзей, потерявших родных. Эти письма - живые свидетели грозных военных лет, которые никого не оставляют равнодушными. Это - уникальные документы времен Великой Отечественной войны, со страниц которых до нас доходят голоса их авторов. Письмо Марии Осиповны Коган в газете «Полярная правда» от 9 марта 1944 года. «До войны у меня было четыре сына, которыми я имела полное основание гордиться. Многие называли меня «счастливой мамой». В Мурманске хорошо знали моего сына Александра. Помнят его учителем истории, директором 17-й школы, преподавателем Учительского института. Как только началась война трое моих сыновей ушли на фронт добровольцами. В боях за Мурманск погиб Александр, в боях под Ленинградом младший сын получил серьезное ранение, от среднего давно уже нет вестей с юга. В дни блокады Ленинграда погибли муж и самый старший сын. От большой и крепкой семьи остались старая мать и сын - инвалид отечественной войны (Георгий Владимирович). Близится светлый день Победы. Навсегда уничтожив врага, вернутся домой многие и многие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz