Дудакова, Е. Ф. Факультативный курс "Экология города Мурманска" / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2004. - № 5. - С. 42-45.

4 2 тельности учащихся в процессе краеведческой работы. - Мур­ манск, 1990. Дранишников В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского полуострова). - М., 2002. Д раниш ников В. В., М анухин В. П., Д удакова Е. Ф. Очерки истории народного образования Кольского край. - Мурманск, 2001. Д раниш ников В. В. Педагогические возможности национально-регионального компонента содержания образования в формировании гражданственности школьников: Монография. - М., 2003. К иселев А. А. Родное Заполярье: Очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) - Мурманск, 1974. Киселев А. А., Киселева Т. А Советские саамы: история, экономика, культура: 2 изд. - Мурманск, 1987. Киселев А. А Как жили и сражались мурманчане в войну менталитет северян в 1941-1945 годах. - Мурманск, 2002. Кольский родословец: Альманах Мурманского родословного общества /Сосг. И. В. Бронников. - Выпуск №3 ,- Мурманск, 2004. Красная книга Мурманской области. - Мурманск. 2003. Краеведение в школе// Наука и бизнес на Мурманс. - Мурманск, 1998 - т. 3 Кольские саамы на рубеже тысячелетий // Наука и бизнес на Мурмане. -■ Мурманск, 2000,- № 7. Пантелеева Л. Т ., Лявдансхий Э. К. Х|*ши тепло родного очага. -Мурманск, 1993. Поморские села// 11яука и бизнес на Мурмане -Мурманск, 1998 - № 4. Румянцев Н. М. Разгром врага в Заполярье. •М., 1963 Ушаков И. Ф. Избранные произведения: В 3 т : Историко- красведческис исследования. - Мурманск. 1997, т. I. Федоров П. В Вторые Дарданеллы: Кольский край в истории Российского государст ва. - Мурманск, 2003. Худалов X. А. У кромки континента. -Орджоникидзе, 1978 Шашков В. Я. Репрессии в СССР против крестьянства и судьбы спещтереселенцев Карело-Мурманского края. - Мурманск, 2<Ю0. Экология и охрана природы Кольского Севера /Под ред Г. В. Капабтна, Г. А. Евдокимова. - Апатиты, 1994. 5 . Туризм и музееведение Беляев А. В., Веселов Ю П. Туристскими тропами Колккого полуострова. - Мурманск, 1980. Дранишников В. В. Педагогические возможности школьных музеев/ Наука и образование: Вестник Мурманскою отделения АПС11и МГ11И - 2002, Mi 3. Музееведение: Музеи исторического профиля /Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 1988 Музей и шипа /Под общей редакцией Т. А. Кудриной. - М. ,1985. Огородников Б. Н. Туризм и сиоргииное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.. 1985. Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы- экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке». - М., 1991. Ривкин £. К). Организация туристской работы со школьниками- Практически пособие. - М., 2001. Туризм в школе Книга руководитетя путешествия/'//. А. Верба, С. А/. Ролицин, М. Куликов и др. - М., 1983. Шинное Л. II., Рогаткин А. В. Походы выходного дня. - М., 1985. Е. Ф . ДУДАКОВА Факультативный курс «Экология города Мурманска» О дним из наиболее знаменательных явлений современного мира является развитие городов, в которых параллельно с их эвол неизбежно происходит обострение экологической ситуации, а следовательно, ухудшение условий жизни горожан Остановить стихийное развитие событий могут лишь люди, наделенные знаниями о том, как ими управлять, и в случае с экологией эти знания должны овладеть большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная с раннего возраста и заканчивая вузом. Экологически образованный человек взаимодействует с природой через создаваемую им культуру и приходит к правильному пониманию многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. Овладение прикладными знаниями и практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды приводит к правильным вариантам взаимоотнош ения природы и человека, стремящ егося к познанию окружающей его природы в единстве с нравственно-этическими переживаниями. Именно такое экологическое мировоззрение должно стать основой деятельности современного человека Вот почему эковоспитание и экообразование - неотъемлемая часть процесса формирования современной личности, ибо защита и восстановление окружающей природной среды становятся все более ощутимым критерием выживания человека. Таким образом, нарушение экологических законов можно остановить только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества через образование, изучение основ экологии. Чтобы обеспечить себе приемлемые условия жизни, общест во, по мнению А. К. Бродского (2000), должно «пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению» Рост и развитие городов - одна из форм адаптации человека к окружающей природной среде. Любой город - результат целенаправленной деятельности человека - как экосистема

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz