Дудакова, Е. Ф. Факультативный курс "Экология города Мурманска" / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2004. - № 5. - С. 42-45.
R. Ф. Дудакова ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА» 4 3 представляет собой сочетание искусственной среды с элементами природы. Это в полной мере относится и к Мурманску, относительно молодому заполярному городу, среда которого отличается своеобразием экологических факторов, а также специфическими техногенными воздействиями. Эти обстоятельства обусловили необходимость разработать факультативный курс, который позволит привлечь к этим проблемам не только молодежь Мурманска, но и преподавателей, дать необходимый минимум экологических знаний, выработать практические умения и навыки В то же время некоторые теоретические и практические формы работы факультатива вполне могут быть использованы в экологическом воспитании учителями начальных школ и педагогами учреждений дополнительного образования. В этом курсе рассматриваются проблемы особенностей эволюции Мурманска, комплекса его исторических , природных и социально- экономических условий, позитивного и негативного воздействия человека на природные компоненты городской среды, а также рекомендации по оптимизации городской среды . Изучаются закономерности развития Мурманска, формирование его промышленного потенциала и жилищного фонда, транспорта, взаимоотношения города с природной средой. Курс предполагает углубленное изучение экологических проблем городской среды в историческом контексте, анализируются причины их возникновения, объективно оценивается степень остроты состояния городских экосистем , прогнозируется развитие ситуации, и предлаг аются научно обоснованные решения той или иной проблемы , учитывающие особенности и возможности нашего города и его хозяйства. Важным в изучении курса являются практические работы по развитию навыков экологического мониторинга городской среды и участие в природоохранной деятельности. Программа факультативного курса «Экология города Мурманска» рассчитана на старшеклассников и студентов экологических, географических и биологических специальностей средних и высших учебных заведений. В основу изучения экологии города положены знания систем атических курсов (истории города, биологии, химии, географии, физики). В качестве материалов для подготовки можно применять как рекомендованную литературу, так и другие учебные пособия по данной тематике, а также научные груды ученых Лапландского, Кандалакшского заповедников, заповедника «Пасвик», Полярно-Альпийского ботанического сада-института, Мурманского морского биологического института, Полярного научно- исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии и других научных учреждений Мурманской области. Цели: формирование экологической культуры и экологических ценностей у молодежи. Задачи: 1. Ознакомление с эволюцией города Мурманска 2. Формирование представлений о городском жителе как о части природы, о невозможности выживания человека без решения экологических проблем города. 3 Повышение уровня экологических знаний, 4 Развитие навыков экологического мониторинга городской среды; у ч а с т и е и проведение природоохранных мероприятий в городе 5 Участие школьников и студентов в создании экологического атласа города Мурманска Введение: Город. Эволюция городов, общие тенденции и особенности. Факторы развития городов: природные и антропогенные. (1 час) Тема 1. Екатерининская гавань - местоположение будущего Мурманска. Географическое положение, климат, погодные условия, рельеф Животный и растительный мир (2 часа). Тема 2. История создания г. Мурманска (политические и природные причины его возникновения). Влияние строительства железной дороги, порта, жилищного и промышленного строительства на его экологию (ландшафт, гидрологию, растительный и животный мир) Эволюция Мурманска: особенности градостроительства, исторические и природные факторы развития. (2 часа) Те.ча 3. Современный облик Мурманска. Административное деление города. Жилые дома и их типы (деревянны е дома, «малоэтажки», «сталинки», «хрущевки», дома 93 серии и др.) Экология жилищ Типы школ, их роль в озеленении города (учебно-опытные участки, пришкольные улицы, теплицы). (2 часа) Практическая р а б о т а составить картосхему микрорайона с типами домов и зеленых зон. Тема 4. Особенности городского строительства в Мурманске, обусловленные природными факторами (рельефом, погодными условиями, микроклиматом и пр ) Восприятие горожанами городской среды. Генеральный план развития Мурманска. Градостроительное проектирование Использование природных ландшафтов для строительства городских сооружений (2 часа) Практическая работ а : составление экологического паспорта жилой застройки (микрорайона). 1 Характер, содержание, формы [фактических занятий зависят от возраста, уровня развития, степени подготовки учащихся, а также опыта руководителя, материально-технической базы учебного заведения (приблизительно 30-50 час.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz