Дудакова, Е. Ф. Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 37-42.

37 Ул. Профсоюзов, 1. Жилой дом. Здесь жил известный мурманский ученый-историк, доктор исторических наук, профессор Вениамин Петрович Пятовский, автор трудов по истории Европейского Севера России. Рыбный проезд, 8/10. Жилой дом. Здесь жил известный мурманский поэт, публицист и краевед Владимир Александрович Смирнов. На здании ус­ тановлена мемориальная доска. Театральный бульвар, 6. Жилой дом. Здесь жил выдающийся краевед, доктор исторических паук, профессор Мурманского государственного педагогического института, почетный гражданин Мурманска Иван Федорович Ушаков, автор много­ численный трудов но истории Кольской земли в досоветское время. В последние годы И. Ф. Уша­ ков проживал в доме 4 по переулку Русанова. Театральный бульвар, 8. Жилой дом. Здесь жил выдающийся строитель-новатор, Герой Соци­ алистического Труда, лауреат Государственной пре­ мии СССР Владислав Пахомович Сериков, ставший зачинателем бригадного подряда в промышленном строительстве. Ул. Челюскинцев, 14. Гимназия № 3. Здесь во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. работал штаб 14-й армии во главе с командующим комкором В. А. Фроловым. Во время Великой Отечественной войны в здании размещался госпиталь. Ул. Шмидта, 14. Теплоэлектроцентраль. По­ строена в 1934 году. Памятник индустриализации (вторая пятилетка). Ул. Шмидта, 19/1. Морской рыбопромышлен­ ный колледж им. И. И. Месяцева. Здание построе­ но в 1933 году. Здесь учились будущие дважды Ге­ рой Советского Союза А. О. Шабалин, Герои Со­ циалистического Труда капитаны К. В. Ардеев, В. Д. Петров, П. П. Решетов, П. Ф. Телов. В 1935 году здесь побывал выдающийся рос­ сийский ихтиолог, почетный член Академии наук СССР Николай Михайлович Книпович. В память о нем на здании установлена мемориальная доска. Ул. Шмидта, 29. Жилой дом. Здесь жил кра­ евед, публицист и писатель Константин Владими­ рович Полтев. ЛИТЕРАТУРА 1. Киселев А. А., Марченко А, С., Орешета М. Г. На пере­ крестках памяти. - Мурманск, 1985. 2. Киселев Л. А., Тулии М. А. Улицы Мурманска. - Мур­ манск, 1991. 3. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Мурманская область. - М., 1983. 4. Неруш И. А. Город-герой Мурманск. - М., 1988. 5. Утков П. Ю., Федоров П. В. Кольский Север: история и культура. - Мурманск, 2002. 6. Федоров П. В. Кладбища Мурманска: Справочник-пу­ теводитель. - Мурманск, 1995. Е. Ф. ДУДАКОВА Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы О дной из форм экологического воспитания школьников является экскурсия - коллек­ тивное посещение природных, промыш­ ленных объектов, достопримечательностей п ководством учителя с целью изучения и отбора краеведческого материала. Во время экскурсии учащиеся могут в есте­ ственной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть как люди преобразу­ ют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Экскурсии позволяют зна­ чительно глубже и полнее изучить многообразие яв­ лений и объектов природы, разобраться в этом мно­ гообразии, установить связь организмов друг с дру­ гом и условиями среды. Экологические экскурсии дают возможность в конкретных условиях наблю­ дать результаты влияния антропогенных факторов на природу (как отрицательных, так и положитель­ ных) и обеспечивают установление связи между изучаемым теоретическим материалом и местны­ ми проблемами охраны природы. Эти экскурсии обеспечивают целенаправлен­ ное непосредственное ознакомление детей с при­ родными объектами, поэтому они являются важным звеном в системе образования и воспитания. Об­ щение с природой вызывает интерес у учащихся к ее познанию, раскрывает ее богатство и красоту', способствует воспитанию бережного отношения, расширяет кругозор, развивает наблюдательность. Их можно проводить не только выезжая далеко за пределы города, но и в окрестностях, а также на его территории - в скверах, на пришкольных учас­ тках, водоемах. При проведении экскурсии надо определить ее тему и цель, чтобы она не превратилась в про­ гулку или лекцию под открытым небом, продумать и подготовить оборудование, необходимое для вы­ полнения планируемых работ. Наметить маршрут экскурсии с перечнем природных объектов, с кото­ рыми должны ознакомиться учащиеся. Целесообразно порекомендовать научную (на­ пример, определители) и художественную литерату­ ру, которую полезно будет почитать до экскурсии, чтобы более полно исследовать намечаемые объек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz