Дудакова, Е. Ф. Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 37-42.

Е. Ф. Дудакова. БОТАНИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ МУРМАНСКУ ДЛЯ УЧАШИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 39 пыли и дыма, снижают уровень шума, защищают ули­ цы и шоссейные дороги от снежных заносов. В лю­ бое время года в зеленых насаждениях можно встре­ тить различных птиц, являющихся поразительно кра­ сивым дополнением городской природы. Когда жи­ тели, проходящие каждый день по улицам, обрамлен­ ным деревьями и кустарниками, слышат щебет птиц, они чувствуют себя менее оторванными от природ­ ной среды. Озеленение на Севере - очень сложный и длительный процесс, обусловленный сложнейшими климатическими условиями: географическим поло­ жением (наша область почти целиком расположена за Полярным кругом), мощными воздушными мас­ сами с Атлантики и Северного Ледовитого океана, которые способствуют резкой смене погоды как в лет­ нее, так и в зимнее время года. Кроме того, большое влияние на климат области оказывает теплое северо­ атлантическое течение - Гольфстрим. Он приносит мягкие и суровые зимы, бури, туманы и ураганы, вла­ гу и засуху доброй четверти земного шара. Только благодаря ему наш Мурманск и норвежский город Хаммерфест, единственные из северных портов, не замерзают. Эти причины, а также загрязненность го­ родской атмосферы объясняют крайне медленный рост растений. Так, на юге или в средней полосе Рос­ сии деревья достигают высоты пятиэтажного дома за 3-5 лет, у нас на это уходит более 20-ти. Ко всем этим сложностям необходимо отнес­ ти и большие материальные затраты, поскольку саженцы приходится закупать в питомниках стра­ ны. Не прижились в городе закупленные саженцы яблони, тополя канадского, сирени обыкновенной и других видов, хотя все они отличаются морозо­ устойчивыми свойствами. Но особенно обидно, когда посадки погибают по вине человека. Больно смотреть на изуродованные снегоуборочной техни­ кой кусты, обломанные при сбрасывании льда кро­ ны деревьев или просто спиленные пни при расчи­ стке очередной строительной площадки. Некоторые люди ломают ветки с распустившимися цветами, а то и деревья целиком. Нам, жителям города, нужно бережней относиться к зеленым насаждениям. Мы не только не должны их ломать, но должны уча­ ствовать в озеленении. Нельзя мусорить, топтать и срывать растения, оставлять стекла и разжигать костры, потому что наша природа легко ранима и очень медленно восстанавливается. В городе без растений и щебета птиц очень неуютно, в нем обя­ зательно должны быть зеленые уголки, в которых можно было бы отдохнуть, любуясь разнообрази­ ем растительных форм и наблюдая за пернатыми. На экскурсии в сквере мы узнаем, какие дере­ вья украшают наш город. II. Наблюдение Когда мы говорим «сквер», то подразумеваем такое место, где много зеленых насаждений. Это не­ большой сад или парк с дорожками для гулянья, с цветниками, площадками для игр и скульптурами. В 30-е гг. на площади, в центре которой нахо­ дился памятник «Жертвам интервенции», были сде­ ланы первые попытки озеленения - началась разбив­ ка первого в городе сквера. (Сейчас в Октябрьском районе 15 скверов из 32 городских). Для него при­ везли много растений из Ленинграда и с Соловец­ ких островов. По замыслу его устроителей - сотруд­ ников Полярно-Альпийского ботанического сада, за­ нимающихся зеленым строительством на Севере, здесь предполагалось создать большой парк. Значи­ тельная часть посаженных тогда растений сохрани­ лась до сих пор. Обратите внимание, что в сквере, как и везде в городе, применена групповая посадка растений. И это не случайно, так как одиночные растения лег­ ко ломаются снегом и ветром, вытаптываются и повреждаются людьми. А внутри группы растений создается благоприятный микроклимат, в котором деревья и кустарники успешнее приживаются. В оформлении сквера используются местные растения, которые можно встретить в наших лесах и растения-интродуценты. Ученые привезли их из разных уголков нашей страны. Наряду с декоратив­ ностью они должны быть неприхотливы и иметь повышенную устойчивость к нашим неблагопри­ ятным условиям. Запишем в своих тетрадях названия местных видов. Многие из них вам знакомы - это береза, ива, ольха, осина, рябина, черемуха, малина, роза, смо­ родина. А теперь растения - интродуценты - это липа, лиственница, тополь душистый, боярышник, жи­ молость, карагана («желтая акация»), сирень вен­ герская и др. Среди них есть деревья и кустарники. У де­ рева очень твердый стебель, который мы называем стволом. От него в разные стороны отходят ветки. У кустарника несколько твердых стволов. Найдите дерево и кустарник. Все древесные растения делятся на хвойные и лиственные. У лиственных деревьев листья плос­ кие, ежегодно осенью они опадают, а весной появ­ ляются новые. У хвойных деревьев лист прев­ ратился в иголку. Такие листья-иголки имеют ель, сосна, лиственница и др. Обычно хвоя у этих де­ ревьев держится в наших условиях 5-7 лет и об­ новляется, в отличие от лиственных, постепенно. Поэтому эти деревья называют вечнозелеными. Найдите хвойное и лиственное дерево. Деревья, как и кустарники, отличаются меж­ ду собой листьями - они разной формы и цвета; цветами, плодами и корой. Сегодня мы познакомимся с несколькими ви­ дами растений и узнаем, чем они отличаются друг от друга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz