Дудакова, Е. Ф. Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 37-42.
38 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ты. Эти книги пригодятся учащимся и после экскур сии для уточнения и раскрытия возникших в ее ходе вопросов, а также для отчета по выполнению экс курсионного задания. Отчет, как самостоятельная работа, способствует лучшему усвоению материала, запоминанию его, умению применять в жизни. Темой такой экскурсии может служить любая экологическая проблематика. Например, ознаком ление детей с растениями, растущими на террито рии города. Мурманск является самым озелененным го родом за Полярным кругом. В городе много скве ров, зеленых улиц и дворов. Древесные растения украшают город красивой листвой, оригинальной структурой кроны, великолепным цветением. Тра вянистые растения, используемые для устройства газонов и клумб, радуют горожан разнообразием форм и окраской своих соцветий. Они подбирают ся таким образом, чтобы, сменяя друг друга, цвели с весны до поздней осени. Большинство травянис тых растений являются однолетними, поэтому их ассортимент ежегодно меняется. Таких экскурсий на тему «Зеленый наряд го рода» можно провести несколько, знакомя детей с древесно-кустарниковой растительностью и цветко выми растениями. Для лучшего усвоения материла в ходе каждой экскурсии нужно показывать ребятам лишь нескольких представителей данной группы. Чтобы экскурсия была интересной, учитель может заранее подобрать занимательные истории о растениях, стихи, загадки, пословицы. За несколько дней до экскурсии учитель проводит с ребятами не большую беседу, чтобы вызвать у них интерес к пред стоящему занятию, оживить впечатления и представ ления, которые могут быть полезными в ходе экс курсии, сообщает ее цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. На самой экскурсии дети выполняют задания практического, теоретического и творческого харак тера. Задания собираются в тетрадь, в которую же лательно включить схему улицы (пришкольного участка или сквера). Ребята знакомятся с растения ми, определяют их, зарисовывают листья (цветы, плоды), фотографируют, называют в дополнение к рассказу учителя сказки, стихи или пословицы, в которых упоминаю тся те или иные растения. Обязательное продолжение - представление резуль татов экскурсии в виде рисунков (фотографий) растений и иллюстраций к сказкам, ответов на воп росы учителя. Предлагаем пример экскурсии «Деревья на шего города». Деревья нашего города Предметны е области: природоведение, чте ние и развитие речи, экономика, история, геогра фия, изобразительное искусство. Ц ель экскурсии : знакомство с древесно-ку старниковыми растениями города. Место проведения: сквер на улице Ленин градской. Время проведения: летом - в период цвете ния; осенью, когда появляются плоды и листья ме няют свою окраску. Если учащиеся хорошо озна комились с деревьями в эти сезоны, то зимой на учатся их распознавать по коре или форме кроны. В это время года растения производят декоратив ный эффект за счет окраски своих стволов: красно желтой - у березы извилистой, белой - у березы пушистой, серо-зеленой - у тополя душистого, бар- хатно-черной - у черемухи, темно-серой - у ли ственницы и кустарников. Графический рисунок ветвей, причудливые изгибы стволов, пятна снега на ветвях дополняют эстетическое воздействие. Задачи : научить детей распознавать деревья и кустарники, используемые для озеленения горо да; дать примеры позитивного и негативного воз действия человека на природу города; раскрыть правила бережного отношения к растениям. Оборудование: тетрадь, карандаш (ручка), фотоаппарат, сантиметровая лента, полиэтиле новый пакет. Экскурсия проводится в три этапа: I.О знакомительный или содержательный (включая предварительную беседу). II. Наблюдение за объектами. III. Выполнение экскурсионного задания или составление отчета. I. Ознакомительный этап Наш город расположен в сложных климати ческих условиях на границе леса и тундры. Мест ная флора не отличается разнообразием и имеет низкорослую растительность. Но так было не все гда. Когда сюда прибыли первые поселенцы, они увидели, что вокруг озер и вдоль рек растут густые заросли ив и берез, на возвышенностях - неболь шие рощицы из елей и сосен, что и было отражено в таких названиях, как улица Зеленая и Зеленый мыс. Деревья пошли на строительство и обогрев домов, которые построили первые жители города, а все, что мы видим сейчас - плоды кропотливого труда не одного поколения озеленителей. А ведь растения играют очень большую роль в жизни человека. Они являются причиной существо вания, процветания и развития жизни на Земле, по тому что только они обладают способностью созда вать необходимый для дыхания воздух. Кроме того, растения служат неиссякаемым источником разно образных пищевых продуктов, технического и лекарственного сырья, строительных материалов. Растения, особенно деревья и кустарники, иг рают важную роль в благоустройстве нашего города. Они насыщают воздух кислородом, очищают его от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz