Дудакова, Е. Ф. Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 37-42.

38 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ты. Эти книги пригодятся учащимся и после экскур­ сии для уточнения и раскрытия возникших в ее ходе вопросов, а также для отчета по выполнению экс­ курсионного задания. Отчет, как самостоятельная работа, способствует лучшему усвоению материала, запоминанию его, умению применять в жизни. Темой такой экскурсии может служить любая экологическая проблематика. Например, ознаком­ ление детей с растениями, растущими на террито­ рии города. Мурманск является самым озелененным го­ родом за Полярным кругом. В городе много скве­ ров, зеленых улиц и дворов. Древесные растения украшают город красивой листвой, оригинальной структурой кроны, великолепным цветением. Тра­ вянистые растения, используемые для устройства газонов и клумб, радуют горожан разнообразием форм и окраской своих соцветий. Они подбирают­ ся таким образом, чтобы, сменяя друг друга, цвели с весны до поздней осени. Большинство травянис­ тых растений являются однолетними, поэтому их ассортимент ежегодно меняется. Таких экскурсий на тему «Зеленый наряд го­ рода» можно провести несколько, знакомя детей с древесно-кустарниковой растительностью и цветко­ выми растениями. Для лучшего усвоения материла в ходе каждой экскурсии нужно показывать ребятам лишь нескольких представителей данной группы. Чтобы экскурсия была интересной, учитель может заранее подобрать занимательные истории о растениях, стихи, загадки, пословицы. За несколько дней до экскурсии учитель проводит с ребятами не­ большую беседу, чтобы вызвать у них интерес к пред­ стоящему занятию, оживить впечатления и представ­ ления, которые могут быть полезными в ходе экс­ курсии, сообщает ее цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. На самой экскурсии дети выполняют задания практического, теоретического и творческого харак­ тера. Задания собираются в тетрадь, в которую же­ лательно включить схему улицы (пришкольного участка или сквера). Ребята знакомятся с растения­ ми, определяют их, зарисовывают листья (цветы, плоды), фотографируют, называют в дополнение к рассказу учителя сказки, стихи или пословицы, в которых упоминаю тся те или иные растения. Обязательное продолжение - представление резуль­ татов экскурсии в виде рисунков (фотографий) растений и иллюстраций к сказкам, ответов на воп­ росы учителя. Предлагаем пример экскурсии «Деревья на­ шего города». Деревья нашего города Предметны е области: природоведение, чте­ ние и развитие речи, экономика, история, геогра­ фия, изобразительное искусство. Ц ель экскурсии : знакомство с древесно-ку­ старниковыми растениями города. Место проведения: сквер на улице Ленин­ градской. Время проведения: летом - в период цвете­ ния; осенью, когда появляются плоды и листья ме­ няют свою окраску. Если учащиеся хорошо озна­ комились с деревьями в эти сезоны, то зимой на­ учатся их распознавать по коре или форме кроны. В это время года растения производят декоратив­ ный эффект за счет окраски своих стволов: красно­ желтой - у березы извилистой, белой - у березы пушистой, серо-зеленой - у тополя душистого, бар- хатно-черной - у черемухи, темно-серой - у ли­ ственницы и кустарников. Графический рисунок ветвей, причудливые изгибы стволов, пятна снега на ветвях дополняют эстетическое воздействие. Задачи : научить детей распознавать деревья и кустарники, используемые для озеленения горо­ да; дать примеры позитивного и негативного воз­ действия человека на природу города; раскрыть правила бережного отношения к растениям. Оборудование: тетрадь, карандаш (ручка), фотоаппарат, сантиметровая лента, полиэтиле­ новый пакет. Экскурсия проводится в три этапа: I.О знакомительный или содержательный (включая предварительную беседу). II. Наблюдение за объектами. III. Выполнение экскурсионного задания или составление отчета. I. Ознакомительный этап Наш город расположен в сложных климати­ ческих условиях на границе леса и тундры. Мест­ ная флора не отличается разнообразием и имеет низкорослую растительность. Но так было не все­ гда. Когда сюда прибыли первые поселенцы, они увидели, что вокруг озер и вдоль рек растут густые заросли ив и берез, на возвышенностях - неболь­ шие рощицы из елей и сосен, что и было отражено в таких названиях, как улица Зеленая и Зеленый мыс. Деревья пошли на строительство и обогрев домов, которые построили первые жители города, а все, что мы видим сейчас - плоды кропотливого труда не одного поколения озеленителей. А ведь растения играют очень большую роль в жизни человека. Они являются причиной существо­ вания, процветания и развития жизни на Земле, по­ тому что только они обладают способностью созда­ вать необходимый для дыхания воздух. Кроме того, растения служат неиссякаемым источником разно­ образных пищевых продуктов, технического и лекарственного сырья, строительных материалов. Растения, особенно деревья и кустарники, иг­ рают важную роль в благоустройстве нашего города. Они насыщают воздух кислородом, очищают его от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz