Дудакова, Е. Ф. Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 37-42.
37 Ул. Профсоюзов, 1. Жилой дом. Здесь жил известный мурманский ученый-историк, доктор исторических наук, профессор Вениамин Петрович Пятовский, автор трудов по истории Европейского Севера России. Рыбный проезд, 8/10. Жилой дом. Здесь жил известный мурманский поэт, публицист и краевед Владимир Александрович Смирнов. На здании ус тановлена мемориальная доска. Театральный бульвар, 6. Жилой дом. Здесь жил выдающийся краевед, доктор исторических паук, профессор Мурманского государственного педагогического института, почетный гражданин Мурманска Иван Федорович Ушаков, автор много численный трудов но истории Кольской земли в досоветское время. В последние годы И. Ф. Уша ков проживал в доме 4 по переулку Русанова. Театральный бульвар, 8. Жилой дом. Здесь жил выдающийся строитель-новатор, Герой Соци алистического Труда, лауреат Государственной пре мии СССР Владислав Пахомович Сериков, ставший зачинателем бригадного подряда в промышленном строительстве. Ул. Челюскинцев, 14. Гимназия № 3. Здесь во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. работал штаб 14-й армии во главе с командующим комкором В. А. Фроловым. Во время Великой Отечественной войны в здании размещался госпиталь. Ул. Шмидта, 14. Теплоэлектроцентраль. По строена в 1934 году. Памятник индустриализации (вторая пятилетка). Ул. Шмидта, 19/1. Морской рыбопромышлен ный колледж им. И. И. Месяцева. Здание построе но в 1933 году. Здесь учились будущие дважды Ге рой Советского Союза А. О. Шабалин, Герои Со циалистического Труда капитаны К. В. Ардеев, В. Д. Петров, П. П. Решетов, П. Ф. Телов. В 1935 году здесь побывал выдающийся рос сийский ихтиолог, почетный член Академии наук СССР Николай Михайлович Книпович. В память о нем на здании установлена мемориальная доска. Ул. Шмидта, 29. Жилой дом. Здесь жил кра евед, публицист и писатель Константин Владими рович Полтев. ЛИТЕРАТУРА 1. Киселев А. А., Марченко А, С., Орешета М. Г. На пере крестках памяти. - Мурманск, 1985. 2. Киселев Л. А., Тулии М. А. Улицы Мурманска. - Мур манск, 1991. 3. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Мурманская область. - М., 1983. 4. Неруш И. А. Город-герой Мурманск. - М., 1988. 5. Утков П. Ю., Федоров П. В. Кольский Север: история и культура. - Мурманск, 2002. 6. Федоров П. В. Кладбища Мурманска: Справочник-пу теводитель. - Мурманск, 1995. Е. Ф. ДУДАКОВА Ботаническая экскурсия по городу Мурманску для учащихся начальной школы О дной из форм экологического воспитания школьников является экскурсия - коллек тивное посещение природных, промыш ленных объектов, достопримечательностей п ководством учителя с целью изучения и отбора краеведческого материала. Во время экскурсии учащиеся могут в есте ственной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть как люди преобразу ют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Экскурсии позволяют зна чительно глубже и полнее изучить многообразие яв лений и объектов природы, разобраться в этом мно гообразии, установить связь организмов друг с дру гом и условиями среды. Экологические экскурсии дают возможность в конкретных условиях наблю дать результаты влияния антропогенных факторов на природу (как отрицательных, так и положитель ных) и обеспечивают установление связи между изучаемым теоретическим материалом и местны ми проблемами охраны природы. Эти экскурсии обеспечивают целенаправлен ное непосредственное ознакомление детей с при родными объектами, поэтому они являются важным звеном в системе образования и воспитания. Об щение с природой вызывает интерес у учащихся к ее познанию, раскрывает ее богатство и красоту', способствует воспитанию бережного отношения, расширяет кругозор, развивает наблюдательность. Их можно проводить не только выезжая далеко за пределы города, но и в окрестностях, а также на его территории - в скверах, на пришкольных учас тках, водоемах. При проведении экскурсии надо определить ее тему и цель, чтобы она не превратилась в про гулку или лекцию под открытым небом, продумать и подготовить оборудование, необходимое для вы полнения планируемых работ. Наметить маршрут экскурсии с перечнем природных объектов, с кото рыми должны ознакомиться учащиеся. Целесообразно порекомендовать научную (на пример, определители) и художественную литерату ру, которую полезно будет почитать до экскурсии, чтобы более полно исследовать намечаемые объек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz