Дудакова, Е. Ф. Специфика учебно-воспитательной работы вузовского музея / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 21-25.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 25 Мои ученики, побывавшие в тот раз в музее, стали более активно работать на уроках, им стал интересен сам предмет, а один из них позже выступил на гимназической конферен­ ции. Нельзя, конечно, говорить, что это про­ изошло бы со всеми учениками, но что все бы пришли из музея заинтересованными - это точно, как точно и то, что это посещение послужило бы своеобразным катализатором для них, усилив их интерес к предмету. Второй раз вышло еще лучше. Сложи­ лась удивительная ситуация, когда ученики пришли в музей вместе со своими родителями. Получился семейный поход в музей. Сейчас много говорят о соединении родителей со своими детьми. Взрослых сама экскурсия о храмах города поразила больше, чем детей, так как дети, учащиеся воскресной школы подво­ рья Трифонов-Печенгского монастыря, были более подкованнее, чем их родители. Но благодаря старанию экскурсовода (Е.Ф. Дуда- кова). ее манере ведения экскурсии, владению материалом, через некоторое время все чувст­ вовали себя очень свободно. После экскурсии взрослые, пока дети рассматривали выстав­ ленные иконы и церковные книги, охотно обменивались впечатлениями. В дальнейшем на некоторых уроках я обращался к воспоминаниям детей о посеще­ нии музея, и их достаточно подробные ответы показывали, что она им запомнилась. Их поразили те же моменты, что были описаны при первом посещении музея. В целом посещение музея наводит на мысль о том, что подобные музеи хотелось бы иметь в каждой школе. Пусть в меньшем масштабе, но это бы позволило качественно поднять уровень преподавания истории, дало бы возможность подготовить из интересую­ щихся ребят старших классов экскурсоводов, знающих историю родной школы, района, города, в котором они живут. У этих ребят выработалась бы ответственность за музей, их школу и район, их город. Они видели бы. что история это не что-то далекое, непонятное, происходящее само по себе, а то, что она начинается с них, и они не песчинки в потоке времени, а сопричастны к этому процессу. Они создатели и хранители не только традиций школы, но и самой истории. Конечно, в данной мысли есть некоторый идеализм, но в целом ведь все начинается с малого, и неизвестно, когда посеянное однажды зерно взойдет - через несколько дней или лет.» Шестиклассница мурманской гимназии №8 Марина Крайнюкова в своем сочинении о музее написала следующее: «Недавно мы всем классом посетили музей педагогического института. Экскурсия была на тему “Жизнь и быт поморов” ». Мы увидели гам много предметов, на­ значение которых нам было непонятно. Было интересно узнать, что деревянная пластинка, похожая на кулон, является поплавком, удер­ живающим на поверхности воды рыболовную сеть. Всем ребятам очень понравилась старин­ ная прялка, но никто не знал, как ею пользо­ ваться. и было смешно, когда мы пытались показать, как нужно на ней работать. Еще нам показали тряпичную куклу, ко­ торую поморки делали своим детям. Игрушка была странной: у нее не было лица. Нам объяснили, что у поморов было поверье, будто у нарисованных кукол появляется душа, и такая игрушка не всегда может хорошо влиять на ребенка. Поэтому ребенок, играя с ней. как бы сам придумывал свой образ. У нас было ощущение, как будто мы на некоторое время попали в прошлое. Нам. жителям современного города, было удиви­ тельно узнать, что в этих местах тоже жили люди. Они ловили рыбу, охотились, вели домашнее хозяйство, учились, справляли праздники. В общем, работали и отдыхали, как и мы сейчас. Нам очень понравилось в музее, и мы еще долго в классе обменивались своими впечатлениями». Литература 1. Музееведение. Музеи исторического профиля Уч. пособие для вузов / Под ред. К.Г. Левыкина. В. Хербста. - М.: Высшая школа, 1988. -431 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz