Дудакова, Е. Ф. Специфика учебно-воспитательной работы вузовского музея / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 21-25.

24 го года в заседании краеведческой секции научно-практической конференции приняли участие студентки II курса факультета культу­ ры и искусств Анна Вялкова и Анастасия Аршинова. Узнав, что в музее создается «гале­ рея ректоров», они выразили желание нарисо­ вать несколько портретов (сложность состояла в том, что фотографии первых ректоров очень плохого качества). Девушки не только сами приняли участие в создании портретов, но и привлекли своих старших товарищей: Сергея Гринчука (III курс) и Яну Пилипенко (V курс). Студенты успешно справились с работой, и теперь в музее можно не только узнать о деятельности руководителей нашего вуза, но и увидеть их портреты. На встречах ветеранов обязательно при­ сутствуют преподаватели и студенты. Здесь возникает возможность свободного общения людей, имеющих одну и ту же направленность интересов. Студенты, общаясь с ветеранами, получают интересную информацию по многим вопросам истории. В концертной программе наших преподавателей и студентов (препода­ ватели - JI.C. Беляева, Е.И. Огнищенко, Ю.Б. Богун, С.В. Телицына, Г.И. Шевченко и квартет «Северные акварели», члены клуба любителей песни - В.Э. Черник, Д.Г. Левитес, студенты Е. Ермакова и О. Шапорева и др.) нередко принимают участие и присутствую­ щие ветераны. Отзывы преподавателей, студентов, учи­ телей и школьников - людей разных социаль­ ных, возрастных и профессиональных катего­ рий - убедительно свидетельствуют о том, что вузовский музей успешно решает задачи учебно-воспитательного процесса. Мария Штылева, студентка историко- филологического факультета, такого мнения о музее: «В музее МГПИ представлена история нашего Кольского края с древнейших времен до сегодняшнего дня. Для студентов, находя­ щихся на практике в школах, и школьных учителей наш музей - "палочка-выручалочка” , потому что сюда легко попасть, экскурсии ведут люди, которые создавали и продолжают развивать музей. К тому же они еще и педаго­ ги, которые учитывают возрастные особенно­ сти пришедших к ним детей, а это значит, что говорят на понятном для ребят языке. В рас­ сказе экскурсоводов вещи оживают, становят­ ся интересными и, что очень важно, их можно потрогать, подержать. Дети включаются в процесс экскурсии: рассказчики постоянно обращаются к их опыту, таким образом, учащиеся становятся участниками рассказа. Как правило, посеще­ ние музея МГПИ оставляет наилучшие впе­ чатления у учащихся, а те знания, которые они получили, могут использоваться на практике: на уроках в школе и в жизни. Для студентов музей - это и прекрасная возможность подготовить внеклассное меро­ приятие. Сюда можно обратиться за помощью в подготовке к мероприятию, попросить совета, как лучше провести или построить беседу, на что лучше обратить внимание и т.д. Только в нашем музее можно на время подго­ товки и проведения того или иного мероприя­ тия взять литературу, фотографии и даже подлинные экспонаты. В результате наши занятия проходят грамотно выстроенными, последовательными, выдержанными по време­ ни и получаются очень яркими». Студент-историк Роман Хацевич во время практики приводил своих учеников в музей дважды. «В музей МГПИ я со своими учениками в возрасте 12-13 лет впервые пришел весной 2001 года группой в пять человек. Это посе­ щение произвело на ребят очень большое впечатление. Во-первых, потому что, несмотря на нашу малочисленность, экскурсия была проведена. Во-вторых, поразило то, что ее проводил учитель их учителя (В.В. Дранишни- ков) в необычной для них демократической манере, когда можно было задавать любые вопросы о музее. В-третьих, их удивило, что экспонаты можно не только рассматривать, но и подержать их. Особенно им понравились предметы поморского быта. Они захватили с собой фотоаппарат и “щелкали” себя с разны­ ми экспонатами. В эти моменты их глаза говорили многое, этот блеск и неподдельный интерес надолго запомнились мне как учите­ лю. Своими воспоминаниями о посещении музея они обменивались с одноклассниками на уроках истории еще несколько недель. Беда учителей истории в школе - не­ большое количество наглядности на уроке. Музей - это то редкое место соединения теории и практики, когда есть возможность подкрепить сказанное устно конкретным материалом. На экспонатах ощущается ‘'печать” истории, через них ученик невольно сам соприкасается с '‘дыханием времени”, получая возможность “подышать” историче­ ской эпохой, окунуться в нее, чувствуя себя первооткрывателем. Особенно в тех случаях, когда им предоставляется возможность не пассивно воспринимать информацию, а актив­ но соучаствовать с педагогом в изучении исторического материала. Ведь такое в обык­ новенном музее сделать почти невозможно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz