Дудакова, Е. Ф. Специфика учебно-воспитательной работы вузовского музея / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 21-25.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 23 школ области», «История МГПИ: от учитель­ ского института к педагогическому универси­ тету» и др. Ежегодно тематика экскурсий расширяется. Часто в подготовке и проведении такой экскурсии принимают участие студенты, освещая одну из тем экспозиции. Специализированные экскурсии исполь­ зуют материал экспозиции для освещения тем, напрямую не связанных с тематикой нашего музея. Например, по отраслям духовной и материальной культуры, по истории города и др. («Храмы Севера», «Русская икона», «Рож­ дение Мурманска и его первые улицы» и др.). Подобные экскурсии увеличивают масштаб деятельности вузовского музея. Другая группа этих экскурсий способствует углубленной проработке экспозиционных тем. Так. при изучении темы «Заимствованные слова» в курсе «Современный русский язык» (доцент С.А. Антошина) студенты II курса факультета педагогики и методики начального образова­ ния знакомятся с культурой и бытом КОЛЬСКИХ саамов. Во время этой экскурсии делается акцент на историю создания саамской пись­ менности, для чего используются не только экспонаты, но и музейные предметы, диалек­ тологический материал, хранящиеся в фондах. Учебные экскурсии проводятся для уча­ щихся и студентов с целью углубления прой­ денного материала. Так как эти экскурсии требуют основательного знания программ, учебников и учебных пособий, их обычно готовят учителя и студенты-практиканты. Чаще всего в музее проходят уроки по темам: «Первобытнообщинный строй», «Культура России в XVII - первой половине XVIII века», «Великая Отечественная война». Доцент В .В . Дранишников проводит в музее все семинарские и лекционные занятия по курсам «Педагогические теории и систе­ мы», «Содержание работы классного руково­ дителя» с учетом использования тех или иных исторических источников. Например, на занятии «Педагогика как наука и искусство» рассматриваются теоретические аспекты вопроса и понятийный аппарат. Говоря о педагогическом мастерстве преподавателя, студенты широко используют краеведческий материал о Петровых - представителях самой старейшей у нас учительской династии, о научной деятельности М.А. Погодина, заслу­ женном учителе РСФСР и книголюбе Н.П Трунине. а также экспонаты и фрагменты видеосюжетов, имеющиеся в фондах музея. Отвечая на вопрос «Источники педаго­ гики», студенты используют материалы учеб­ ных пособий наших преподавателей Л.Т. Пантелеевой и Л.С. Беляевой по помор­ ской и саамской этнопедагогике, а также экспонаты музея - предметы быта и декора­ тивно-прикладного искусства, просматривают видеоматериалы о поморском и саамском фольклоре. На занятии «Педагогические возможно­ сти вузовского музея» по курсу «Содержание работы классного руководителя», рассматри­ вая вопросы «Что такое школьный музей?» и «Методика подготовки и проведения краевед­ ческих экскурсий», студенты совершают обзорную экскурсию по музею, письменно анализируют ее по специально разработанной преподавателем схеме. Другой вид учебных экскурсий - м е т о ­ дические - проводятся со студентами, квали­ фицирующимися по музееведению, педагога­ ми, методистами внешкольных учреждений, руководителями школьных музеев. Они на практике осваивают музейную педагогику, знакомятся с методикой построения экспози­ ции, проведения экскурсий и других музейных мероприятий. Все, на первый взгляд, разные экскурсии имеют одну общую черту: они строятся на основе экскурсионного метода, особенностью которого является непосредственное общение экскурсовода (учителя) с группой. В процессе этого общения на базе музейной экспозиции и осуществляются образовательные и воспита­ тельные задачи музея. Распространенной формой образователь­ ной и воспитательной работы музея, охваты­ вающей многочисленную аудиторию, являют­ ся лекции. Они организуются в самом музее («Экологическое воспитание школьников». «Историко-природный маршрут в центре Мурманска»), на экологической тропе в центре города, в школах. На этих лекциях широко используется демонстрация музейных предме­ тов, слайдов и фотографий. Одним из видов образовательной работы музея являются индивидуальные консультации со школьниками, студентами и преподавате­ лями, которые используют материалы музея для научной работы - докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. Музейно-педагогический подход необ­ ходим и при проведении таких форм массовой работы, как научно-практические конферен­ ции, работа клубов ветеранов педагогического труда, ветеранов Великой Отечественной войны и любителей авторской песни. Эти формы работы способствуют не только при­ влечению людей в наш музей, но и вовлече­ нию их в работу музея. Так, в апреле прошло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz