Дудакова, Е. Ф. Специфика учебно-воспитательной работы вузовского музея / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 21-25.
22 ки, проводятся музейные уроки, конференции, семинары, создаются условия для самостоя тельной работы с музейными предметами [1, с. 272]. Все эти методики используются в музее МГГТИ «История народного образования Кольского края». Они реализуются на основе экспозиции и имеющихся фондовых коллек ций, то есть полностью учитывают специфику нашего музея. Наиболее специфичной для музея фор мой образовательной работы являются экскур сии. Экскурсия - это коллективный просмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Это определение включает в себя два взаимосвя занных понятия: экскурсия - группа людей, пришедших для осмотра музея или внемузей ного объекта, и экскурсия - вид научно педагогической деятельности, которая состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, внемузейного объекта [I, с. 276]. Экскурсионные группы, посещающие наш музей, очень разнообразны - от дошколь ников до иностранных делегаций. Дифферен цированный подход к каждой из групп - необходимое требование к подготовке и проведению экскурсий, которые должны различаться по характеру тематики, ее назна чению, варьироваться в зависимости от соста ва группы и ее пожеланий. Так. для дошкольников и подростков проводятся экскурсии с учетом их возрастных особенностей, уровня их подготовленности, приобщенности к музейной культуре. Напри мер, при знакомстве с темами «Саамы - ко ренные жители Кольского Севера» и «Культу ра и быт поморов» дошкольникам и младшим школьникам в конце экскурсии рассказывается саамская или поморская сказка. В качестве наглядных пособий выступают экспонаты - предметы народного быта. Для школьников проводятся викторины. В одном случае показываются экспонаты - кибасы, прялки, поплавки, пестери, багры и т.д., а ребята должны не только правильно назвать предмет, но и рассказать или показать, как он использовался. В другом случае ребята должны догадаться, для каких целей использо вался тот или иной предмет, и назвать его современный аналог. Например, венчик для сбивания масла - . электрический миксер, деревянный утюг - рубель - электрический утюг, ложка «рыболовка» - шумовка, заплеч ный короб пестерь - рюкзак и др. Экскурсия по истории народного образо вания завершается рассказом о счетной техни ке, предметы которой находятся в музее; счеты - логарифмическая линейка - арифмо метр ручной - арифмометр электрический - калькулятор настольный - миникалькулятор - компьютер, или историей и эволюцией пишу щих предметов: гусиное перо - карандаш - перьевая ручка с коллекцией перьев и чер нильницами - авторучки - шариковые ручки - печатные машинки - компьютер. Чтобы лучше ознакомиться с музейными предметами, ребята могут взять их в руки, опробовать их в действии (многие из них в рабочем состоя нии), тем самым непосредственно соприкос нуться с этими «свидетелями» истории. Таким образом, школьники не только знакомятся с музейными предметами, но и, выявляя их существенные черты, смотрят, точнее, учатся видеть, анализировать, сравни вать. По характеру тематики и целевому на значению в музее МГПИ проводятся обзор ные, тематические, специализированные и учебные экскурсии. Обзорная экскурсия дает общее пред ставление об истории музея, его коллекции, деятельности. В нее также может быть вклю чен осмотр отдельных тем экспозиции, выбо рочный показ наиболее интересных и впечатляющих экспонатов для науки, воспитания, образования. Цели и задачи таких экскурсий различаются в зависимости от тематики и состава группы. Ежегодно перво курсники института знакомятся с возможностями нашего музея, историей МГПИ и конкретного факультета, учителя города и области - с историей народного образования края, а иностранные делегации - с музейными комплексами. Тематические экскурсии имеют ряд ва риантов - сквозные и по отдельным историче ским периодам или событиям. Сквозные охватывают ряд исторических периодов. В них наиболее удачно выявляются закономерности исторического развития, например, экскурсия «История народного образования Кольского края». Второй вариант тематических экскурсий дает характеристику исторических периодов, одной из сторон исторического процесса, жизни и деятельности отдельных людей или коллективов и др. Например, «Археологиче ские памятники Кольского Севера», «Культура и быт поморов», «Война на Севере», «История
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz