Дудакова, Е. Ф. Музей истории народного образования Кольского края : историческая справка (1970-2000) / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2000. - № 1 - С. 24-31.

Е. Ф. Дудакова. МУЗЕИ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (1970— 2000) 29 Весной 1990 года через "П олярную правду” мы обра­ тились к ветеранам педагогического труда с просьбой пере­ дать в фонды музея часть своего личного архива. Первой от­ кликнулась М аргарита Павловна Игнатьева, долгое время возглавлявш ая в г. М урманске городской методический кабинет. Она передала большой статистический материал о работе школ города в 60—70-е гг. Но особенно ценными для нас были материалы одного из подвижников народного образования Бориса Д авы довича Зака. Ф онды музея по­ полнились ф отографиями известных деятелей народного образования края 3. Г. Избицкой, Н. И. Аверина, Н. Ф. Стен­ довой, М. Ф. Николаевой... К сентябрю 1991 года нам удалось выполнить заплани­ рованный объем работы , и музей предстал в том виде, в кото­ ром находится в настоящее время». В октябре 1991 года специальная экспертная комиссия приняла следующее заключение: «Экспертная комиссия Мурманского областного крае­ ведческого музея, ознакомившись с фондами музея МГПИ, сделала следующие выводы: 1. В музее МГПИ собраны разнообразные исторические источники и материалы, отражающие историю нашего края и представляющие значительный научный и познавательный интерес; 2. Экспозиция музея “История народного образования Кольского края" соответствует требованиям, предъявляемым экспозициям вузовских музеев; 3. Музей активно участвует в учебно-воспитательном процессе института. На базе музея работает факультет допол­ нительных профессий “Руководитель ш кольного музея” , проходят занятия педагогического класса, проводятся науч­ но-практические конференции по проблем ам ш кольного музееведения, экскурсии школьников, студентов, иностран­ ных делегаций. Фонды музея используют в работе преподава­ тели кафедр отечественной истории, педагогики и психоло­ гии, методики начального обучения. На базе музея методисты областного ИУУ организуют курсы повышения квалификации учителей истории города и области. Комиссия рекомендует: 1. Для успешной работы музея и дальнейшего его разви­ тия ввести должность освобожденного руководителя музея, имеющего опыт работы с основными фондами в одном из государственных музеев; 2. Решить вопросы, связанные с организацией правиль­ ного хранения основного и вспомогательного фондов (спе­ циальные стеллажи, мебель и другое оборудование). Заключение. Совокупность систематизированных коллекций подлин­ ных исторических источников, собранных в музее, и его роль в учебно-воспитательном процессе Мурманского пединститу­ та позволяет придать музею статус вузовского музея. Председатель комиссии, зам. директора по научной работе област­ ного краеведческого м узея ....................................... А. А. ПРИЩЕПОВА Члены комиссии: Зав. отделом истории досоветского периода ................................... ........................................................................................ Л. А. КУЧУГУРОВА Методист по общественным музеям. ст. научный сотрудник .................................. С. П. МАРТЮШОВА Ст. научный сотрудник .......................................................................... ............................................................................................... Н А КУЧИНА» На основании этого заключения вышел приказ ректора № 76 от 6 ноября 1991 года, согласно кото­ рому музею придавался статус вузовского и вы­ делялась ставка для освобожденного директора музея, поскольку раньше вся работа велась на об­ щественных началах. МУЗЕЙ СЕГОДНЯ Музей имеет экспозиционную площадь 45 кв. мет­ ров и отдельное помещение для обработки и хранения экспонатов. 15 витрин и 30 раздвижных стендов позволяют на сравнительно небольшой площади разместить более 1 тысячи экспонатов. Кроме того, в зависимости от проходящих меро­ приятий (встреч, выставок, конференций) вит­ рины обновляются, оформляются новые план­ шеты и стенды. К разделам экспозиции, имевшим место в школьном музее, прибавились новые — «Развитие школьного дела на Мурмане в 20—30-е гг.», «Школы Мурмана во время войны», «Школы края в восстановительный период», «Мурманский госу­ дарственный педагогический институт», «Наши выпускники» и др. Однако и в сегодняшнем музее осталась память об учениках-краеведах школы № 10 г. Мурманска, которые нелегкими дорогами Кольского края, а иногда по целине, принесли в походных рюкзаках подлинные исторические источники — предметы поморского и саамского быта, а также военные экспонаты, которые и сегодня украшают наш му­ зей. Не случайно один из стендов музея называ­ ется «Они были первыми», где запечатлены 56 краеведов-поисковиков разных лет. Вот имена не­ которых из них: Лариса Шидловская, Александр Прыгунов, Галина Анциферова, Александр Ти­ тов, Владимир Зеленко, Людмила Путра, Елена Зуева, Зоя Хугаева, Сергей Вилков, Ирина Васи­ ленко, Сергей Анищенко, Рита Рассамаха и др. Сейчас качественно изменились работа по уче­ ту, оформлению и хранению основного и вспомо­ гательного фондов, содержание, формы и методы работы музея, который стал занимать значитель­ ное место в учебно-воспитательном процессе института. На сегодняшний день в инвентарных книгах музея зарегистрировано 4212 единиц хранения, в том числе основного фонда— 1345, научно-вспо­ могательного —-2867. Это памятники материаль­ ной и духовной культуры края с дореволюцион­ ного периода, из которых значительный интерес представляют следующие коллекции: археологическая; предметы поморского и саамского быта; иконы XVIII—XIX веков и церковные книги (самая старая — 1817 года); бонистическая и нумизматическая; значки, медали и памятные знаки; газеты и журналы (дореволюционные издания, 30—40-х годов); плакаты; экспонаты военного периода (документы, фо­ тографии, листовки, предметы).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz