Дудакова, Е. Ф. Музей истории народного образования Кольского края : историческая справка (1970-2000) / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2000. - № 1 - С. 24-31.

28 МУРМАНСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ИНСТИТУТУ — 60 ЛЕТ шенное захоронение воинов 10-й гвардейской ди­ визии и, установив имена погибших, поставили изготовленный своими силами памятник. Вместе с учащимися школы, а позднее и сту­ дентами МГПИ, В. В. Дранишников организовы­ вал слеты ветеранов 10-й гвардейской дивизии, которые приезжали со всей страны. Он создал в школе многочисленные традиции: шефство над воинскими захоронениями и памятником, вруче­ ние комсомольских билетов в Долине Славы, про­ ведение поисковых операций «Память», «Забо­ та» и др. В 1997 году за многолетнюю поисковую работу В. В. Д р ан иш н и к о в был н агр аж ден высшей наградой Комитета СНГ «Поиск» — юбилейным крестом «За мужество и любовь к Отечеству» в честь 100-летия со дня рождения маршала Г. К. Жу­ кова. СТАНОВЛЕНИЕ ВУЗОВСКОГО МУЗЕЯ У музея 10-й школы оказалась счастливая судь­ ба в отличие от других музеев, которые прекра­ тили свое существование после ухода из школы их создателей. К сожалению, нередко погибал и основной фонд музеев, собранный огромным тру­ дом нескольких поколений учителей и учеников. 29 мая 1984 года школьный музей был пере­ веден в здание Мурманского государственного педагогического института, паспортизирован ко­ миссией Мурманского областного краеведческого музея. Перед ним была поставлена сложная задача в возможно короткие сроки сменить профиль и, используя большой, разнообразный материал по истории края, стать Музеем истории народного образования. Важно отметить, что при переводе музея в зда­ ние пединститута были сохранены все подлинные исторические источники, а самые ценные по спе­ циальному акту были переданы в фонды област­ ного краеведческого музея. Вчерашний музей быстро и органично вписал­ ся в учебно-воспитательный процесс института. Поначалу он разместился в большой аудитории, в которой по утрам проходили занятия. Но не­ смотря на отсутствие специального помещения, он превратился в центр поисковой и краеведческой работы студентов, энтузиасты, работавшие в нем, наладили связи с комитетом комсомола МГПИ, кафедрами истории, педагогики, физической куль­ туры, отделом технических средств обучения (ТСО)... С одной стороны, музей сохранил свои тради­ ции, которые стали традициями студентов: шеф­ ство над воинскими захоронениями и памят­ ником, организацию слетов ветеранов 10-й гвар­ дейской дивизии и 29-го артполка, ветераны кото­ рого проживали в разных районах страны, орга­ низацию многодневных походов-экспедиций с целью сбора экспонатов для музея и др. С другой стороны, специфика содержания обра­ зования привела студентов к созданию новых форм работы: проведению учебных встреч школьников, пионерских сборов, краеведческих КВН, встреч с известными ветеранами войны И. А. Зайцевым, И. А. Бородулиным, Н. Ф. Мельниковым и др., поисковиками JI. В. Журиным и М. Г. Орешетой, учеными-краеведами И. Ф. Ушаковым и А. А. Ки­ селевым. На базе музея была создана любительская ки­ ностудия, которая сняла ряд фильмов: «Помни», посвященный воинам 10-й гвардейской дивизии, ставший победителем областного кинофестиваля любительских фильмов; «Путь в профессию» о ла­ герных сборах студентов, готовящихся к пионер­ ской практике и др. Особенно много сделали для развития музея и создания краеведческих традиций инженер техни­ ческих средств обучения Н. Б. Крапивин, студенты JI. Рослякова, А. Ковалев, О. Сюсюра и др. Вот как вспоминает об одном из самых слож­ ных периодов становления музея его создатель, к тому времени доцент кафедры педагогики МГПИ, В. В. Дранишников: «В 1988 году было построено новое здание института на ул. Егорова, 16, и мы стали добиваться того, чтобы там вы­ делили специальное помещение для музея. Администрация согласилась, но всем было ясно, что старые стенды и витрины невозможно приспособить к новой аудитории. Д а и за по­ следние годы в результате поисковой работы студентами был собран новый материал, который еще не экспонировался. В 1990 году, самом памятном и трудном в истории музея, нам выделили средства, и мы поселились в новое здание. Практически предстояло создать новый музей с учетом его перепрофилирования в будущем в Музей истории народного образования. Денег было немного. Д остаточно сказать, что в худо­ жественной мастерской, куда мы обратились за помощью, за одни только эскизы для новой экспозиции потребовали все наш и деньги. Н акон ец нам удал ось найти к оо п ерати в “К аскад”, который согласился на наших условиях сделать и эскизы, и планшеты, и витрины всего за восемь месяцев. Оформлял музей художник Александр Глущенко. Это был очень способный человек, мастер на все руки: он прекрасно рисовал, владел резьбой по дереву, хорошо плотничал, умел работать с металлом. Н есколько оригинальны х идей предложил Н иколай Борисович Крапивин, например, “кассетный” способ оформ­ ления экспозиции. Он заключался в том, что вместо двух больших планшетов на каждой стене использовались шесть. Они легко передвигались, что позволяло во много раз увели­ чить площадь экспозиции, а, главное, быстро и просто их менять в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. Приходилось сидеть в архивах, работать с фондами об­ ластного краеведческого музея, старший научный сотрудник которого Н. А. Кучина курировала нашу работу, а консуль­ тантом был профессор И. Ф. Ушаков. Особенно большая нагрузка выпала на фотографа Юрия В орон ц ова, которы й пересним ал и увеличивал нужные фотоматериалы, нередко даже с паспортных фотографий...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz