Дудакова, Е. Ф. Музей истории народного образования Кольского края : историческая справка (1970-2000) / Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2000. - № 1 - С. 24-31.

Е. Ф. Дудакова. МУЗЕИ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (1970— 2000) 25 Впервые описание этого музея сделал И. Ф. Уша­ ков в книге «Историческое краеведение. Мурман­ ская область (досоветский период)». Считаю целе­ сообразным полностью привести описание кол­ лекции, так как она является основой современной экспозиции: «Музей занимает обширную комнату в южном крыле нижнего этажа школы. Досоветский период истории края представлен большим количеством подлинных вещей, собранных преимущественно во время многодневных походов учащихся по родному краю. И сторико-этнографические материалы дореволюционного прош лого выставлены в трех отделах: “Русские пом оры ”, “Саамы ” и “Хозяйственная жизнь Кольского края”. На северной стене, возле которой размешены экспонаты с Т ер с к о го берега, учени ца Г аля А н ц иф ерова сдел ал а худож ественную цветную роспись, изображ ающ ую село Ковду с Никольским погостом. Разделы-стенды посвящены отдельным селениям (“Кандалакш а”, “Лувеньга”, “Варзуга”) и народной сельской архитектуре в целом (“Д еревянная Русь”). Здесь даны фотографии и зарисовки крестьянских строений, церквей, их внутреннего убранства, К андалакш ­ ского лабиринта I тысячелетия до н. э. и большое количество домашней утвари. Перед посетителями предстает широкая картина старого быта: коллекция из девяти самоваров, в том числе один большой тульского завода А. и И. Баташевых, журнальным снабженная текстом “Самовар кипит — уходить не в ел и т ” , с ри сун к ам и и чертеж ам и м едны е ковш и и рукомойники, разнообразны е подсвечники и керосиновые лампы, деревянные блюда и ложки, лапти, хлебница, ш ка­ тулки и кузовки из прутьев и корней, берестяные туески и коробочки, колесная прялка, рубель (ребристый деревянный брусок с рукояткой для катания белья на скалке)... Интересен раздел древнерусской иконописи. В нем около тридцати средних по размеру и много малых деревянных икон, зол оч ены й к и от с висячей лам п адой и вышитым полотенцем и целая коллекция литых металлических иконок и складней... ...Р я д о м , в отд ел ь н о й витрине, вы ставлены с т а р о ­ печатные книги, пособия по изучению “Закона Божьего” в школе (15 изданий — Часослов, Евангелие, Псалтыри), листы церковного календаря на 1909 год... Тут же — бронзовый колокол, которым сзывали народ на богослужение в цер­ ковь... Коллекция икон, собранная в школьном музее, дает воз­ можность видеть церковную живопись в натуре, в подлин­ никах северной иконописи... В этнографическом плане иконы музея служат для отображения крестьянского быта. В с аа м ск о м о т д ел е (в о сто ч н ая стена) вы став л ены национальны е одежды, женские головны е уборы , шитые цветным бисером (белым , голубым и ж елтым ), пояс из красного сукна, сумка с аппликацией мехом и полосками красного сукна, оленья сбруя и т. д. Здесь же естественные предметы — чучела птиц, раковины, минералы, а также ил­ лю страц и и , п о казы ваю щ и е стары й уклад жизни малы х народностей Севера. В дол ь юж ной (с тр ем я ок н ам и ) стены р азм ещ ен ы эк сп о н аты , отраж аю щ и е хозяйственны е зан яти я и быт русского населения К райнего С евера: ры боловная сеть, грузила (камни, оплетенные в берестяные чехлы -кольца), коса, серпы , деревянны е вилы, грабли, лопаты , коры та, черпаки, кадки, расписные и резные прялки, челноки, бёрда, ткацкие подвески, несколько заплечных коробов из бересты, капканы , топоры , бандарный инструмент, богор, большой медный чайник, принадлежности хлебопечения, грабилка, калга — лыжа, подбитая тюленьей кожей, пояснительный текст из журнала по истории лыж (статья К. Спиридонова). Нумизматический отдел состоит из двух витрин: в одной выставлены образцы отечественных монет (более пятидеся­ ти — дореволюционных, в том числе несколько серебряных рублевиков с дырками, использовавшихся женщинами как украшения), в другой — иностранных. Экспонаты музея пронумерованы и включены в инвентар­ ную опись. Названия предметов на этикетках напечатаны на машинке... ...Материалы музея постоянно используются как в учеб­ ной, так и во внеклассной воспитательной работе. Накопленный школой опыт обобщен в хранящейся здесь статье В. В. Дранишникова “О работе комплексного крае­ ведческого музея”, с которой могут ознакомиться все жела­ ющие» [1]. Краеведческий музей выполнял большой объем учебно-воспитательной работы: здесь постоянно проводились обзорные и тематические экскурсии, уроки истории, организовывались курсы и семи­ нары по школьному музееведению. Но, главное, дети любили свой музей, где они чувствовали себя полноправными хозяевами и ор гани заторами поисковой деятельности, понимали роль музея в формировании их гражданственности. Вот, например, сочинение-размышление, на­ писанное директором музея Любой Михашиной: «Есть такие места, к которым непременно спешишь, тянешься. Тянешься так, как маленький зеленый росточек своими первыми робкими листочками тянется к солнцу. Таким местом для меня является музей. В музее я бываю каждый день. И все-таки каждое посещение открывает мне какой-то новый экспонат, новую деталь, новый штрих в его истории. Я люблю бродить среди этой старины, где из угла смотрят осуждающе святы е, чем у-то хмурясь, но их взгляды не отпугивают, а скорее, наоборот, притягивают; когда молчат камни, но не безм олвствую т; когда красую тся пузаты е самовары, сверкая на солнце своими боками, и среди них горделивый тульский, “ м едалированны й” . “Поет, горит, исходит жаром его славянская душа...”. А рядом — память о войне. Черное на черном. Вот этим горно-егерским каблучищем какой-то фашист топтал мою родную землю. Вот этими пулями он стрелял в Бабикова, Бредова, Бессонова... Этими рваными осколками он целил в наших парней, которы е по возрасту часто были почти мальчишками. Вот серая, на первый взгляд, обы чная земля. Она из долины Славы. Эта земля орошалась кровью, стонала от взры вов, п о к р ы в ал а сь , как ш р ам ам и , в о р о н к ам и и траншеями. Она же стала могилой непрош еным гостям, бредовым завоевателям мира. В музее ловишь себя на мысли, что десятилетия, которые прошли после войны , не разделяю т, а связы ваю т нас с прошлым невидимой, но очень прочной нитью духовного ро д ств а, о ч ен ь вы со к им словом , имя к о то р о м у — б л аго д ар н ая п ам ять ... Здесь, в музее и стори и , пам ять ощущается особенно остро. Здесь столько можно понять, столько прочувствовать. Если откровенно, я всегда чувствую себя счастливой в музее, потому что все, что здесь есть, создавалось на моих глазах нашими ребятами, и не одна капелька моего труда влилась в общее, большое, нужное дело. Наверное, это и есть первый самостоятельный след в жизни, пусть еще робкий, но ощутимый в масштабе нашей родной неповторимой десятой школы». По письмам ветеранов войны из Сибири, за­ щитников Кольского Заполярья, юные краеведы со своим учителем нашли и восстановили забро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz