Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

81 Создание факультета дошкольного воспитания и его развитие В 1986 году на факультете ПиМНО появилась кафедра дошкольной пе­ дагогики и психологии, которую возглавил к. п. н., а ныне доктор Леонид Николаевич Литвин. Автор и соавтор свыше 100 трудов (монографий, учеб­ ных пособий) и статей по истории педагогики, изданных в России, Украине, Узбекистане, Молдавии, Литве, Казахстане, Грузии, ГДР, Китае, Кубе, в том числе первого российского учебника «История дошкольной педагогики» (два издания), учебного пособия «Дошкольная педагогика» (двенадцать изданий) и ряда статей в «Российской педагогической энциклопедии» и др. В 1989 году эта кафедра вошла в состав нового факультета дошкольного воспитания, создателем и организатором которого стала к. п. н., доцент Люция Степановна Беляева (1941-2009). Талантливый педагог и музыкант, она много сделала для его развития. В 90-х годах, благодаря ее усилиям, на факультете возникли кафедра эстетического воспитания, которая позже была реорганизо­ вана в кафедры музыкального образования, теории и истории художественной культуры, ИЗО и черчения. В 1999 году эти кафедры явятся основой вновь созданного факультета художественного образования. С 1996 года деканом факультета дошкольного воспитания становится Анна Александровна Смага, кандидат педагогических наук, доцент, которая возглав­ ляла его пятнадцать лет с 1996 по 2010 годы. Она, одна из первых выпускниц по специальности «Педагогика и психология» (дошкольная), окончила ее с красным дипломом. Это признанный специалист в области раннего речевого развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возрастов, теории порождения речевого высказывания. Имеет более 90 публикаций научного и учебно-методического характера. Среди них статьи «Словесные ассоциации в детской речи», «Развитие смысловой стороны речи у детей 5-го года жизни», «Особенности понимания многозначных слов», книга «Придумай слово» и др. В 2006 году факультет был переименован в факультет педагогики и пси­ хологии. После реорганизации 2007 года на факультете остались две кафед­ ры: дошкольного и начального образования (зав. А. А. Смага) и психологии (зав. И. А. Синкевич). Его студенты получали образование по следующим спе­ циальностям: дошкольная педагогика и психология; педагогика и психология; педагогика и методика начального образования. За пятнадцать лет деятельности факультет подготовил более трех тысяч специалистов для системы народного образования по разным специальностям: — дошкольная педагогика и психологи с дополнительной специальностью (логопедия, физическая культура, психология, коррекционная педагогика, социальная педагогика, иностранный язык); — педагогика и методика начального образования с дополнительной специ­ альностью (иностранный язык, информатика, социальная педагогика), со специализацией «обучение информатике в начальной школе; — социальная педагогика; — педагогика и психология. В рамках факультета началась подготовка по специальности «Социальная работа», «Организация работы с молодёжью», по направлениям «Педагогика» (бакалавриат) и «Дошкольное образование» (магистратура). В разработке паке­ тов документов по лицензированию указанных специальностей и направлений самое непосредственное участие принимала декан А. А. Смага. Подготовку студентов осуществляли педагоги-профессионалы: д. п. н., про­ фессор Л. Н. Литвин, к. мат. н., доцент Н. В. Локоть, к. п. н., доценты А. А. Сма­ га, Н. В. Алябьева, Л.Ф . Самборенко, И. А. Архип, И. А. Мещерова, доцент Б.Н. Борисов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz