Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

60 Факультеты Наступил день — и на сцене был сыгран первый студенческий спектакль, участниками которого были Надя Куташева (ныне доктор пе­ дагогических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена Н.Ф. Голованова), Слава Дранишников (ныне Вячеслав Васильевич, доктор педагогических наук, профессор нашего университета), Юрий Чернопятов (журналист, фотокорреспондент «Полярной правды») и многие другие, продолжив­ шие творчество на учительском поприще. Хочется назвать директо­ ров учебных заведений А. Петрова и С. Чеченину (Пульвас), активных участников городских и республиканского смотра самодеятельности студентов. Силами студентов были поставлены спектакли «Без вины виноватые», «Квадратура круга», «Вас вызывает Таймыр», литературно-музыкальные композиции «Имена на поверке» по стихам фронтовых поэтов и «Брат­ ская ГЭС» Е. Евтушенко. В 60-е годы актовый зал не закрывался на замок, в нем всегда было людно: одни репетиции сменялись другими, дискуссионный клуб обсуж­ дал литературные новинки, а актив ФОПа готовил зал для встречи гостей. Гостей в ту пору было много. И имел к этому отношение Исаак Львович. Он умел не просто договариваться с творческими коллектива­ ми и отдельными деятелями культуры, а убеждал их в необходимости и важности встреч со студентами и, не смущаясь, ставил перед ними каждый раз конкретные задачи. Меня всегда поражал его напор, рож­ денный идеями эстетического воспитания студентов. По его инициативе были у нас поэты Л. Ошанин, К. Симонов, Е. Евтушенко, Р. Рождествен­ ский. Так, он договорился с театром Северного Флота о представлении нескольких спектаклей в актовом зале института. Как сейчас помню: в день представления зал полон, стоит напряженная тишина, идет спектакль «Мой бедный Марат», заняты в нем молодые актеры — М. Скоромникова, С. Садиков, И. Москалевский. По окончании спектак­ ля состоялся интересный разговор о героях пьесы и их исполнителях, выяснили, что сближает профессии актера и учителя. На суд студен­ тов театр вынес впервые поставленный в стране спектакль по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин». С легкой руки Исаака Львовича в институте были организованы встречи со столичными музыкантами, художниками, писателями. А был он преподавателем литературы XIX века. Последний раз я встречалась с Исааком Львовичем в Москве, на Метростроевской, в 1969 году. Был он тогда уже доктором педагоги­ ческих наук, профессором, заведующим лабораторией эстетического воспитания Академии педагогических наук. Встреча незабываема. Меня в кабинете встретили Исаак Львович и незнакомый мужчина. Поздоровались, незнакомец назвал свою фами­ лию «Неменский». Я опешила. Почувствовав мое замешательство, Исаак Львович пришел мне на помощь: «Художник Борис Михайлович Неменский». И я стала называть картины этого художника «Мать», «Земля опаленная», а третью — описала. Я и сейчас не знаю, как она на­ зывается то ли «Соловьи», то ли «Весна». Исаак Львович не преминул с улыбкой бросить: «Вот тебе и Мурманск!» И была в этом человеческая радость за город, где он работал, где он написал свои главные книги «Детский театр», «Театр и дети». Перебирая в памяти прошлое, я все чаще и чаще вспоминаю 60-е го­ ды и своих товарищей по кафедре — Прасковью Георгиевну Лесных, Зинаиду Ивановну Шашкову, Галину Андреевну Голотину, Вениамина Наумовича Шейнкера и, конечно же, Исаака Львовича Любинского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz