Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

57 Ф акультет общ ественны х профессий В 1962 году при педагогических институтах Российской Федерации от­ крылись факультеты общественных профессий (ФОП). Цель: подготовить к воспитательной культурно-просветительной работе, дав студентам вторую, дополнительную профессию. Занятия на этих факультетах не входили в обяза­ тельную программу вуза. Но если студент решал закончить одно из отделений факультета, то за два-четыре года он получал вторую общественную профес­ сию — тренера, руководителя кружка самодеятельности, режиссера школьного театра и др. Возникновение факультета общественных профессий в самом начале 60-х годов прошлого века было подготовлено естественным ходом жизни. Смерть Сталина, последовавший вскоре XX съезд КПСС и дебаты о культе личности, прорыв в космос и спутниковый шок — всё это оказало заметное воздействие на различные сферы жизни, повлияло на характер образования, где был взят курс на развитие индивидуальных склонностей и творческих способностей подрастающего поколения. Преподаватель нашегв университета доцент В.Э. Черник, много лет зани­ мающийся этой проблемой, рассказывает: «В те годы в стране существенное внимание уделялось рациональной организации досуга населения всех возрас­ тов. В одной только Российской Федерации к 1959 г. насчитывалось более 250 тысяч различных коллективов художественной самодеятельности, в ко­ торых занималось более 5 миллионов человек Одних только любительских театральных кружков было более 42 тысяч, а их участниками было более 130 тысяч человек. Любительское творчество всемерно поощрялось. В нём видели залог творческого развития личности вообще. Особое внимание уделя­ лось подрастающему поколению. Работу с детьми и подростками необходимо было осуществлять, максимально уходя от шаблонов. К этому, в частности, призывал Центральный институт повышения квалификации работников образо­ вания: «...важно не сковывать творческую инициативу учителей, чтобы не было стандартов и готовых рецептов. Важно поощрять инициативу и творчество учителей». Из приказов ректора Н. А. Дмитриева по институту мы узнаем, какие большие преподавательские силы были привлечены для успешной работы ФОПа, и как серьезно, заинтересованно относилось руководство МГПИ к их деятельности: Приказ №94 от 20.11.1962 года О создании факультета общественных профессий Претворяя в жизнь решения 22 съезда КПСС об эстетическом вос­ питании трудящихся и гармоническом развитии советского человека — строителя коммунизма, создать в Мурманском государственном педаго­ гическом институте факультет общественных профессий. Задачи факультета — подготовить из студентов — общественников руководителей кружков художественной самодеятельности в школах и клубах области, поднять идейно-художественный уровень самодеятель­ ности в институте, подготовить группу общественников — тренеров по лыжному спорту. 1 . Для достижения намеченной цели организовать отделения: 1. Академического хорового пения — руководитель Е.Д. Бернацкий 2. Русских народных инструментов — руководитель М. И. Кярни 3. Театральной режиссуры — руководитель Н. А. Вознесенский 4. Хореографическое — руководитель Н.И. Лемкова 5. Рояля — руководитель А.П. Божко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz