Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

55 Р а бочий факультет Рабочие факультеты (рабфаки) — общеобразовательные учебные заведе­ ния (или подразделения учебных заведений) осуществляли в 1920-1930-х годах в нашей стране подготовку в вузы молодёжи, не получившей своевре­ менно среднего образования. В те годы правилами приёма в вузы трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу и без документа об образовании. Эти новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Недостаточный уровень общеобразовательной подготовки приня­ тых в высшую школу обусловил необходимость организации специальных курсов для трудящихся, желавших получить высшее образование. В 1919 году было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений вечерних курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу. На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по команди­ ровкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на Рабочие факультеты приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. В 1921/22 учебном году на дневных рабочих факультетах был установлен 3-летний срок обучения, на вечерних — 4-летний. В 1925/26 учебном году около 40% мест при приёме в вузы занимали окончившие рабочие факультеты. Не случайно, «в народе» рабфаки называли своеобразной «пожарной лест­ ницей» для подготовки рабочих к получению высшего образования. Рабочие факультеты создавались при отраслевых вузах, что давало возмож­ ность использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты и укрепляло связь факультетов с высшей школой. Во второй половине 30-х годов в связи с развитием в стране общего и специального среднего образования рабочие факультеты стали утрачивать своё значение и поэтому были упразднены. Они сыграли значительную роль в осуществлении политики государства, направленной на демократизацию высшей школы и подготовку кадров рабоче-крестьянской интеллигенции. В 1960 году при Мурманском пединституте открылся рабочий факультет. Он получил такое название, поскольку был призван решать ту же задачу, что и подобные факультеты в 20-30-х годах — помочь работающим подготовиться к поступлению в вуз. Его занятия посещали не только рабочие, но и моряки, военные, люди разных специальностей, которые получали знания по таким дисциплинам, как литература, русский язык, математика, физика, иностранный язык. Уже через три года на факультет было принято 110 человек. Организацией его работы занимался комитет комсомола вуза. Учителями работали лучшие студенты 4-5 курсов. Занятия проходили на общественных началах. Доцент С. В. Зотиков вспоминает: «К студентам, изъявившим желание препо­ давать на рабфаке, предъявлялись самые высокие требования: отличная учёба, высокие морально-нравственные качества, наличие педагогического мастерства. Их кандидатуры проходили строгий отбор: рассматривались и утверждались на заседании комитета ВЛКСМ МГПИ, а также на заседании кафедр. Эта форма общественной работы считалась самой престижной». В заметке «Наш рабочий факультет», опубликованной в «Комсомольце Заполярья» от 17 ноября 1963 года, студент 4 курса истфака И.Жигадло писал: Получать знания на рабфак пришли люди различных возрастов, с различных предприятий, учреждений, а также воины Мурманского гарнизона, факультет готовит будущих студентов для поступления в вуз. Все свои знания и методические навыки старшекурсники передают товарищам. Много времени и внимания уделяет рабфаку декан М. Воло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz