Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

46 Факультеты после школьных строгостей, хотелось расслабиться — ведь не было еже­ дневных опросов, оценок и дневников, но пример бывших фронтовиков не позволял этого делать. В нашей группе это были: Никульчиков Борис, Нечаев Всеволод, Попов Михаил, Родин Анатолий, Свешников Александр, Чекушкин Василий. Девушек тоже было много серьезных, старательных. Группа была дружная, очень была развита взаимопомощь — чаще девушки помогали парням наверстать, вспомнить то, что забыли за годы вой­ ны. Некоторые «пары взаимопомощи» так и остались на всю жизнь прочными и счастливыми парами: Никульчиков Борис — Хохлова Ма­ рия, Родин Анатолий — Родина Валентина, Анисимов Валентин — Анисимова Людмила, Чекушкин Василий — Губко Нина. Заниматься приходилось много, расписание было очень напряжен­ ным, четыре пары ежедневно — это было правилом. Студенты роптали, а преподаватели парировали: «За два года хотите стать учителями с выс­ шим образованием (правда, незаконченным) — терпите!» И терпели, и пыхтели... Большинство из нашей группы окончили институт с хоро­ шими оценками, стали хорошими учителями, многие — администрато­ рами: А. Родин — учитель, директор школы, зав. Мурманским гороно, зам. председателя Мурманского горисполкома, начальник областного управления профтехобразования; Б. Никульчиков — директор школы, инспектор гороно; В. Нечаев — школа усовершенствования комсостава моряков; В. Чекушкин — директор школы, детского дома; Л. Мухенберг, Н. Скворцова, М. Хохлова — завучи. Преподавателями на физмате были: Борисенко Владимир Афанасье­ вич, Шилов Александр Николаевич — физика; Погодина Александра Петровна, Демидов Иван Тимофеевич, Фокеев Леонид Михайлович — математика; Седина Анна Ивановна — психология; Костин Василий Яковлевич, Степанова Мария Степановна — история и марксистско- ленинские дисциплины. О некоторых из преподавателей хочется рассказать особо. Борисенко Владимир Афанасьевич был не только отличным физиком, но и добрей­ шей души человеком, а еще и куратором нашей группы, нашей «классной дамой». Да, в те времена были и такие звания и должности. И как они нужны — эти наставники и старшие товарищи студентов! Какие только проблемы не решал с нами Владимир Афанасьевич! К нему обращались за советом по любому вопросу, не стыдились «поплакаться в жилетку» по сердечным, семейным делам, поделиться радостью, показать фото­ графию своего первенца. У нас в группе были студенты из области, не имевшие поддержки из дома, он помогал им даже материально. С на­ ми обращался как с равными себе. Даже в гостях у него мы бывали в его небольшой комнате, перегороженной стеллажами с книгами, где ютилась его семья. Он рано ушел из жизни. Светлая память о нем сохранилась навсегда. Погодина Александра Петровна отлично преподавала арифметику, алгебру и методику преподавания математики. Была необыкновенно строга и требовательна. Зато как легко было работать, пройдя ее школу. И методист она была прекрасный. И не только знания давала она, но и культуру преподавания прививала, и обликом своим, всегда строгим, и безукоризненным вкусом — тоже воспитывала. После окончания института я была направлена на работу в свою родную школу № 2, которая к тому времени стала базовой для нашего института, и почти с первых дней моей самостоятельной работы я стала давать открытые уроки для студентов-практикантов, практикой руко­ водила Александра Петровна. Конечно, для меня это была большая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz