Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

45 Создание и развитие физико-математического факультета Старейшим факультетом МГГУ являлся и физико-математический, возник­ ший в 1939 году как отделение Учительского института. На его единственной кафедре математики и физики в те годы преподавали учителя мурманских школ и педтехникума Алексей Аполлонович Преображенский, Шалва Ивано­ вич Джалагания, Иван Федорович Чалик и другие, многие из которых, пройдя войну, продолжили свою работу в институте. Все они пользовались любовью и уважением своих учеников и учителей города. Шалва (ученики и студенты называли русским именем Александр) Ивано­ вич был не только отличным математиком, он хорошо владел французским и немецким языками, всю войну воевал на Карельском фронте, был награжден орденом Красной Звезды. До войны преподавал математику в СШ-20 (ныне гимназия №3), после — был преподавателем и заместителем директора МУИ по учебной и научной работе. В начале 1945 года А. Д. Преображенский, отдавший воспитанию молодежи более 50 лет, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В это время он заведовал кафедрой, вел драматический кружок в педучилище и в заметке газеты «Полярная правда» от 7 января 1945 года писал: «Несмотря на свои 69 лет, я чувствую себя молодым и бодрым. Хочется еще долго жить и много работать...». В 1946 году кафедра разделилась на две — математики и физики. Первым заведующим кафедрой математики стал Леонид Михайлович Фокеев, кафедрой физики — Александр Николаевич Шилов (1898-1948). Интересным фактом биографии последнего является то, что после начальной школы он окончил духовное училище и семинарию. Работал в школах таможен в Архангельске и Мурманске с 1915 по 1918 годы, а затем в школах I ступени Мурманской железной дороги, станции Кола, городах Архангельской и Вологодской области. В Мурманске преподавал в довоенной школе № 4, после войны — в шко­ ле № 1 , вел занятия в Учительском институте, а затем возглавил кафедру. В 1938 году заочно окончил физико-математический факультет Вологодского педагогического института. Его коллега по мурманской СШ-4 Зоя Эрастовна Шангина писала: «Очень интересный человек, знаток многих наук, остроумный и веселый собеседник. Кто-то из учителей прозвал его доктором наук, так в школе его все и звали „доктором"». Скромный, деликатный, хорошо знающий предмет, он проводил большую конструкторскую и исследовательскую работу со студентами и школь­ никами по электро- и радиотехнике в предметных кружках. Его неожиданная и преждевременная кончина в 1948 году болью отозвалась в сердцах многих его учеников и коллег. После этого события кафедры вновь объединились, а окончательное их разделение произошло в 1956 году. План приема на физико-математическое отделение в 1946 году составил 50 человек, но не все могли в это тяжелое послевоенное время сочетать ра­ боту с учебой, чтобы получить образование. Так, в 1947 году при приеме на отделение 47 человек было выпущено лишь 12 учителей. Материально-техни­ ческая база отделения была развита слабо: отсутствовало оборудование для проведения физического лабораторного эксперимента, не хватало методической литературы, учебников по физике и математике. И вновь обратимся к воспоминаниям Нины Романовны Чекушкиной: В нашей группе 1-го физмата, куда я была зачислена, тоже фронто­ вики. Надо было видеть, как они серьезно относились к учебе. За время войны они, во-первых, многое забыли, а во-вторых, просто изголодались по знаниям. Тем, кто пришел в институт прямо со школьной скамьи,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz