Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

31 Главное внимание мы будем уделять повышению качества подго­ товки молодых учителей, укреплению связей со школой, оказанию ей всемерной помощи... Мурманский пединститут будет готовить специалистов по двум про­ филям — учителей математики, физики, черчения и учителей русского языка, литературы, истории... Прежде всего, необходимо серьезно укрепить материальную базу нового высшего учебного заведения. В течение учебного года предстоит создать лаборатории по автотракторному делу, радиотехнике и электрони­ ке, учебные мастерские по дереву и металлу, фото- и кино-лаборатории... значительного пополнения оборудованием потребует лаборатория по оп­ тике, электричеству... Улучшение качества подготовки учителей немыслимо без развертыва­ ния большой научно-исследовательской работы. Коллектив преподава­ телей направит свое внимание на всемерное оказание помощи школам Мурманска в учебно-воспитательной работе, на дальнейшее повышение своей научной квалификации. В настоящее время среди преподавателей 9 кандидатов наук, в том числе 5 кандидатов исторических наук, кандидат педагогических на­ ук. [64] В конце 50-х — начале 60-х годов Министерство просвещения РСФСР направило в самый северный в стране институт специалистов высокой квали­ фикации, в основном Ленинградской и Московской научных школ. Так, только в 1956 году в Мурманск приехали: 3. А. Витков и Ю.Н. Климов (историки), П. Г. Лесных (Золотарева), И. С. Меркурьев (филологи), В. В. Потоцкий (мате­ матик), В.Н. Шейнкер (специалист по зарубежной литературе) и др. С 1957 года в институте стали работать А. М. Шнитман, ставший в 1963 первым профессором в истории нашего вуза (историк), Б.Е. Вейц (математик), А. Д. Гетманова (специалист по математической логике), O.K. Кочинева (фи­ лолог), И.Ф. Ушаков (историк); с 1958 года — В.Г. Казаков, А. А. Киселев, М.И. Пшедецкий (историки), Ф.П. Кашко (филолог). Деятельность этих ученых заложила серьезный фундамент вузовской науки. Важно, что педагогический институт пополнялся и талантливыми учите­ лями. Так, в 1962 году на кафедру литературы была приглашена из СШ-1 г. Мурманска молодая учительница Людмила Тимофеевна Пантелеева, (став­ шая впоследствии ведущим специалистом по древнерусской литературе, про­ фессором, одним из лучших методистов в России), В.Е. Андреев, Г. А. Голотина, Л. С. Ендовицкая, К. М. Журавлева и др. За сухими строками документов... Анализ протоколов заседаний оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области в довоенные, военные и послевоенные годы показывает, как серьезно относилось советское государство к проблеме подго­ товки учителей для работы в школах Кольского края. Вот несколько таких свидетельств: 1939 год Выписка из протокола № 80 заседания оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области от 13 ноября 1939 года: Слушали: Об организации вечернего учительского института в г. Мурманске (Докл. А. И. Потапов — ОблОНО).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz