Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

28 Начало пути Отец работал проректором МГПИ по учебной и научной работе, отдавал своей работе очень много сил. Вообще, сколько помню отца, он всегда с увлечением работал, умел уходить в дело с головой, с полной самоотдачей и всегда добивался отличного результата. К подчиненным на работе был требователен, но всегда доброжелателен и вежлив. Общий итог научной деятельности отца представляется внушитель­ ным: опубликовано более 90 работ общим объемом свыше 130 печатных листов. Среди них несколько книг, статьи в ведущих исторических журналах страны, сборниках Института истории Академии наук СССР. В актив научной деятельности также нужно отнести участие во мно­ гих научных конференциях и частое выступление в качестве научного оппонента при защите докторских и кандидатских диссертаций. Все­ го отец выступил оппонентом или рецензентом почти 40 диссертаций ученых из Московского, Ленинградского, Харьковского, Ростовского, Петрозаводского, Ярославского, Омского, Новосибирского, Челябинско­ го университетов. Сложно однозначно определить характер старших поколений и не впасть в ошибку, избежать по отношению к ним неумеренного восхва­ ления или высокомерной снисходительности. Оценивая деятельность наших предшественников, наших отцов и дедов, их научные труды или результаты практической работы, современный человек нередко не принимает во внимание особенности времени, мировоззрения людей той эпохи. Конечно, в их научных трудах можно найти ошибки, обнару­ жить влияние идеологии, практическую деятельность можно посчитать недостаточно результативной, но стоит поставить себя на их место, объ­ ективно оценить те условия, в которых они действовали и творили, — и наша оценка меняется, становится более объективной и справедливой. При этом всегда следует помнить, что все, что мы имеем, создано наши­ ми дедами и отцами, что мы всего лишь продолжаем то дело, которое делали наши предшественники. [45, с. 18,20] Первым ректором института стал Сергей Андреевич Смирнов (1905-1971). Как и многие представители первого поколения советской интеллигенции, Сер­ гей Андреевич прошел трудный путь выходца из бедной крестьянской семьи. Испытал голод сначала в деревне, потом в городе. Но, вынужденный думать о хлебе насущном (а физически он начал работать с 14 лет), С. А. Смирнов упорно занимался образованием и самообразованием. Вот некоторые этапы его жизни: в 1924 году окончил среднюю школу в с. Воскресенском Смоленской области и сразу поступил в Смоленский университет на биологический фа­ культет, а в 1926 году перевелся на исторический факультет Ленинградского пединститута, ныне университет им. А. И. Герцена. С 1929 по 1939 год — преподаватель истории средней школы, инспектор гороно, заведующий Красногвардейским роно г. Ленинграда. А потом работа на Кольском Севере: заведующий Мурманским областным комитетом народного образования, заведующий отделом пропаганды ОК ВКП(б), а в 1945 году его избирали секретарем Мурманского обкома ВКП(б) по идеологии. О войне напо­ минают награды: орден Красного Знамени, медали «За оборону советского За­ полярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Все это и послужило основанием для того, чтобы С. А. Смирнов в 1956 году стал первым ректором МГПИ, реорганизованного из МУИ. В музее МГГУ хранится документ, показывающий сложный процесс на­ значения кандидата на должность ректора. Это ходатайство Ю.Н. Климова о назначении:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz