Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
28 Начало пути Отец работал проректором МГПИ по учебной и научной работе, отдавал своей работе очень много сил. Вообще, сколько помню отца, он всегда с увлечением работал, умел уходить в дело с головой, с полной самоотдачей и всегда добивался отличного результата. К подчиненным на работе был требователен, но всегда доброжелателен и вежлив. Общий итог научной деятельности отца представляется внушитель ным: опубликовано более 90 работ общим объемом свыше 130 печатных листов. Среди них несколько книг, статьи в ведущих исторических журналах страны, сборниках Института истории Академии наук СССР. В актив научной деятельности также нужно отнести участие во мно гих научных конференциях и частое выступление в качестве научного оппонента при защите докторских и кандидатских диссертаций. Все го отец выступил оппонентом или рецензентом почти 40 диссертаций ученых из Московского, Ленинградского, Харьковского, Ростовского, Петрозаводского, Ярославского, Омского, Новосибирского, Челябинско го университетов. Сложно однозначно определить характер старших поколений и не впасть в ошибку, избежать по отношению к ним неумеренного восхва ления или высокомерной снисходительности. Оценивая деятельность наших предшественников, наших отцов и дедов, их научные труды или результаты практической работы, современный человек нередко не принимает во внимание особенности времени, мировоззрения людей той эпохи. Конечно, в их научных трудах можно найти ошибки, обнару жить влияние идеологии, практическую деятельность можно посчитать недостаточно результативной, но стоит поставить себя на их место, объ ективно оценить те условия, в которых они действовали и творили, — и наша оценка меняется, становится более объективной и справедливой. При этом всегда следует помнить, что все, что мы имеем, создано наши ми дедами и отцами, что мы всего лишь продолжаем то дело, которое делали наши предшественники. [45, с. 18,20] Первым ректором института стал Сергей Андреевич Смирнов (1905-1971). Как и многие представители первого поколения советской интеллигенции, Сер гей Андреевич прошел трудный путь выходца из бедной крестьянской семьи. Испытал голод сначала в деревне, потом в городе. Но, вынужденный думать о хлебе насущном (а физически он начал работать с 14 лет), С. А. Смирнов упорно занимался образованием и самообразованием. Вот некоторые этапы его жизни: в 1924 году окончил среднюю школу в с. Воскресенском Смоленской области и сразу поступил в Смоленский университет на биологический фа культет, а в 1926 году перевелся на исторический факультет Ленинградского пединститута, ныне университет им. А. И. Герцена. С 1929 по 1939 год — преподаватель истории средней школы, инспектор гороно, заведующий Красногвардейским роно г. Ленинграда. А потом работа на Кольском Севере: заведующий Мурманским областным комитетом народного образования, заведующий отделом пропаганды ОК ВКП(б), а в 1945 году его избирали секретарем Мурманского обкома ВКП(б) по идеологии. О войне напо минают награды: орден Красного Знамени, медали «За оборону советского За полярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Все это и послужило основанием для того, чтобы С. А. Смирнов в 1956 году стал первым ректором МГПИ, реорганизованного из МУИ. В музее МГГУ хранится документ, показывающий сложный процесс на значения кандидата на должность ректора. Это ходатайство Ю.Н. Климова о назначении:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz