Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
294 Грани жизни вуза Обозначу только некоторые проблемы из этого блока. На наш взгляд, главная из них — это переподготовка кадров для работы в новых услови ях и по новым образовательным технологиям. Решение этой проблемы требует изменения подходов к тому, что у нас всегда называлось «систе мой повышения квалификации». Опыт нашего университета показывает, что переход на новые образовательные технологии, с одной стороны, требует создания сети регулярных обучающих семинаров для препо давателей и сотрудников, с другой — создания службы поддержки, в которой бы любой преподаватель и сотрудник могли получить соот ветствующую консультацию по интересующим их проблемам. У нас обучающие семинары проходят постоянно; созданы отдел сопровождения образовательных программ и отдел новых образовательных технологий. В каждом корпусе университета есть помещение, где работают сотрудни ки отдела образовательных технологий, функция которых — проводить методические консультации и оказывать конкретную помощь преподава телям по всем вопросам информационного и компьютерного обеспечения процесса обучения. Другое важное изменение при переходе на уровневое образование и новые образовательные технологии — изменения в материально-техни ческом обеспечении учебного процесса. Приведу пример: мы посчитали, что при переходе на бакалавриат нам необходимо иметь 13 поточных аудиторий. А в наличии имеется всего 8. Значит, предстоит рекон струкция в имеющихся корпусах, большие ремонты. И, соответственно, закупка современного оборудования. Просто посчитаем: современный ремонт аудитории на 100 человек меньше 500 тысяч рублей не стоит, электронная доска в комплекте — 190 тысяч рублей, новый комплект мебели еще добавит к этому тысяч 200. Итого: около 1млн рублей, т. е. для наших условий — 5 млн рублей. А создание сети беспроводного Интернета (у нас два корпуса уже подключены), покупка лицензионно го программного обеспечения (для наших потребностей расчетное — 12 млн рублей) и т. п. А сколько мы денег получаем по 226 и 310 кодам? Вопрос риторический! Значит, надо изыскивать дополнительные возможности, четко определять приоритеты, использовать возможности по лизингу оборудования и т. п. Важнейшее изменение — это изменение в системе управления вузом. Здесь я хотел бы выделить несколько проблем. Первая из них — пере ход к так называемому «электронному университету». Это предполагает разработку и использование электронных программ «Кадры», «Студен ты», «Расписание», «Документооборот» и т. п. Думаю, все понимают, каким по сложности и затратам является этот переход. Вторая — со здание системы бюджетирования, которая предполагает исследование всех постоянных и переменных издержек деятельности университета. Поясню: в экономике есть такое понятие, как «издержки переключения». Кто сегодня считает такие издержки при «переключении» на уровневое образование в размерах всей России? Сколько такое «переключение» будет стоить конкретному вузу? У себя в университете мы считаем так называемую «точку безубыточности» университета и отдельных факультетов, которая позволяет точно определять численность набора студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, и при планировании перемещать ресурсы между факультетами и ка федрами оптимальным образом. Я задаю себе вопрос: что изменится в нашем бюджетировании? Как изменятся наши цели стратегического планирования, варианты средне-срочного и долгосрочного прогноза дея тельности университета при переходе на уровневое образование, если одновременно с этим меняется вся система финансирования вузов? Имен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz