Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

293 В связи с этим возникают организационные и кадровые проблемы. Но давайте скажем прямо: сокращение профессорско-преподавательского состава неизбежно, в том числе и потому, что при бакалавриате не будет V курса и соответствующей ему учебной нагрузки. Изменение в регламенте и организации учебного процесса. Переход к уровневому образованию — не самоцель. Ясно, что при его реализации мы должны перейти от так называемой «знаниевой» подготовки к форми­ рованию необходимых для современного учителя компетенций, список и содержание которых еще предстоит уточнить. Но уже сейчас понятно, что формирование компетенций невозможно без перехода на новые об­ разовательные технологии и, соответственно, связанные с ними новый регламент и организацию учебного процесса. Под новыми технологиями я здесь понимаю все те возможности, которые открывают для процесса обучения современные компьютерные средства, включая не только Ин­ тернет, но и специальные программные оболочки, например те, которые позволяют осуществлять диалог студента и преподавателя, и т. п. Ис­ пользование таких средств, включая электронные учебно-методические комплексы, презентации лекций, контрольные материалы и многое дру­ гое, размещаемое на сайтах кафедр и преподавателей, коренным образом изменяет весь учебный процесс. (Для справки: у нас есть все необходи­ мое для качественного обучения и организации самостоятельной работы студентов лицензионное программное обеспечение; во всех комнатах общежития студенты имеют бесплатный доступ в Интернет, в учебных корпусах МГГУ компьютеры стоят не только в читальном зале библиоте­ ки, но и в коридорах университета. Все компьютерные классы, входящие в состав общеуниверситетской компьютерной лаборатории, открыты до 21 . 00 ). Но при использовании новых технологий возникает масса вопросов по регламенту и организации учебного процесса: например, каким долж­ но быть соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента? Ответ по действующим регламентирующим докумен­ там я знаю — речь не о том. Лекции отменить нельзя, но ведь можно семинары заменить эссе, передаваемыми студентами преподавателю по «оболочке», с последующим «разбором полетов» на одной единственной встрече и с результатом: «получи или не получи свою долю за него в системе „зачетных единиц1»! Ведь в этом случае речь идет об оцен­ ке самостоятельной работы, подчеркну, каждого студента! И у него уже нет возможности «отсидеться» на очередном семинаре «за спиной товарища». Но тогда как планировать и, самое главное, рассчитывать нагрузку преподавателя? Другая проблема. Разработка учебно-методи- ческого комплекса по дисциплинам (УМК) преподавателем попадает под действие IV части Гражданского Кодекса РФ в отношении охраны авторских прав. Понятно, что без разработанного УМК я не могу допу­ стить преподавателя к студентам. Но тогда что такое для преподавателя УМК — авторский продукт или обязанность? Если продукт, то за его использование мы должны платить преподавателю, если же обязанность, то все права на разработанные им УМК принадлежат университету. Еще сложнее ситуация, когда УМК размещается на сайтах. Понятно, что без обновления всей нормативной базы для решения таких и подобных вопросов не обойтись. Блок 2. Инфраструктурные изменения в системах: переподго­ товки кадров; материально-технического обеспеченияучебного про­ цесса; управления и функционирования вуза. По опыту изменений в нашей стране мы все знаем, что их тормозит неразвитая инфраструкту­ ра. То же самое мы наблюдаем и при переходе на уровневое образование.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz