Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

292 Грани жизни вуза подготовки нашего вуза к переходу на уровневое образование у меня со­ зрело понимание, что для нашей традиционной системы обучения такой переход является не просто «модернизацией» (последнее по смыслу — просто эвфемизм понятия «догоняющее развитие»), а качественным из­ менением. Как философ, могу утверждать, что качественное изменение потому и качественное, что оно затрагивает все сущностные стороны — в нашем случае структуры и всей деятельности вуза, то есть по суще­ ству является системным. Необходимость таких системных изменений в вузе и возникающие в связи с этим проблемы попытаемся представить в трех взаимосвязанных блоках. Блок 1. Предметно-организационный. Изменения в структуре факультетов и кафедр. Скажу вначале банальность: каждый вуз имеет свою историю. А это означает, что набор факультетов и кафедр в каж­ дом педагогическом вузе, хотя и похож на другие, различен. Особенно эти различия видны сегодня, когда ряд педагогических вузов в своем составе имеет экономические, юридические и тому подобные факуль­ теты (и соответствующие кафедры), создание которых было вызвано всем известными обстоятельствами 90-х годов. В МГПУ нет ни юриди­ ческого, ни экономического факультетов, но и его структура претерпела в 90-х - начале 2000-х годах определенные изменения. Наряду с чисто педагогическими специальностями, в вузе были открыты специальности «классических университетов», во многом совпадающие с профилями педагогических специальностей, и специальности, которые относятся к направлению «культура и искусство». Это в первую очередь было вы­ звано тем, что в Мурманской области как прежде, так и сегодня, всего два государственных вуза: МГПУ и Технический университет — и тем, что мы живем на Крайнем Севере. Соответствующие специалисты к нам уже не распределяются. Сегодня в МГПУ на 9 факультетах, из которых 8 — педагогические, готовят специалистов по 36 специальностям, 23 из них — педагогические. Как известно, перечень направлений (специальностей высшего про­ фессионального образования) ОКСО, предусматривающий подготовку по уровню «бакалавр», не совпадает с перечнем образовательных на­ правлений по уровню «специалист». Поясним, что означает для нас переход на подготовку «бакалавров» на конкретном примере. На факуль­ тете «педагогики и психологии» мы готовим преподавателей дошкольной педагогики и психологии, педагогов-психологов, учителей начальных классов, социальных педагогов, а на факультете «специальной педаго­ гики и психологии» готовим учителей-олигофренопедагогов, учителей- логопедов, специальных психологов, педагогов-дефектологов для рабо­ ты с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. При переходе на бакалавриат все эти специальности становятся профилями «бакалавров педагогики». К последним относятся и педагоги по физи­ ческой культуре, которых сейчас готовят на факультете «физической культуры и безопасности жизнедеятельности». Замечу, что профиль «безопасность жизнедеятельности» относится к бакалаврам «естественно­ научного образования». И если предположить, что «бакалавры по на­ правлению» независимо от профиля, по крайней мере, два первых года обучения будут получать одинаковую подготовку, то процесс реструкту­ ризации факультетов неизбежен. Мы подсчитали, что в нашем случае при переходе на уровневое образование оптимальной будет структура вуза, состоящая из 5 факультетов. Понятно, что такая реструктуризация не может пройти мимо уже существующих кафедр: их количество и состав должны соответствовать новой структуре университета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz